«Песенка о медведях» из культовой советской кинокомедии «Кавказская пленница» невольно приходит на память российскому туристу, приземлившемуся в аэропорту Свальбарда, который находится всего в полутора часах лета от Северного полюса. Во-первых, мороз тут почти всегда, а во-вторых, белых медведей в этих краях больше, чем людей, о чем всех прибывших сюда предупреждает черно-красный дорожный знак с изображением самого опасного хищника Арктики уже на выходе из аэропорта.
Свальбард или Шпицберген – это единственная территория Норвегии, для посещения которой россиянам не нужна виза. Полярный архипелаг не входит в Шенгенскую зону, а поскольку Россия – одна из тех стран, которые подписали Шпицбергенский трактат, закрепивший за островами норвежский суверенитет, но предоставивший этим государствам право свободно вести на архипелаге хозяйственную и научную деятельность, то российские граждане могут приезжать на него без визы.
Правда, на деле Шенген нашим соотечественникам все же понадобится. Дело в том, что регулярное авиасообщение с полярным архипелагом – а это единственная возможность попасть на Шпицберген в любое время года – осуществляется только через Норвегию, но для въезда в северное королевство россиянам необходима Шенгенская виза. Примечательно, что попытка финской авиакомпании Finnair запустить нынешним летом на арктические острова собственный рейс из Хельсинки фактически провалилась – из-за финляндско-норвежского соглашения о воздушном сообщении, подписанном еще в 1978 году, в которое не был включен Шпицберген. Но, возможно, это был лишь повод для норвежской стороны ограничить допуск к воздушным перевозкам на архипелаг «чужих» авиакомпаний.
Во всяком случае, регулярных авиарейсов из России на Шпицберген нет, но, несмотря на это, российских туристов на полярном архипелаге становится все больше. Хотя путешествие на арктические острова – удовольствие не из дешевых.
«Туризм – это единственное, что приносит на Шпицбергене доход», – утверждает административный менеджер центра арктических путешествий «Грумант» Иван Величенко. Этот центр располагается в российском населенном пункте архипелага под названием Баренцбург, и, как все в шахтерском поселке, принадлежит государственному тресту «Арктикуголь». Но если добыча угля для треста убыточна и необходима лишь для обеспечения российского присутствия на архипелаге, то с развитием арктического туризма связывают будущее экономики всего полярного архипелага.
По словам генерального менеджера норвежской компании Svalbard Explorer Ронни Брюнволла, ежегодный поток туристов на Шпицберген достиг уже 60 тысяч человек – при том что постоянно проживают на нем немногим более 2,6 тысячи – и это только те гости арктических островов, которые остаются здесь на ночлег, а еще есть десятки тысяч пассажиров круизных лайнеров, посещающих архипелаг в летний сезон. Оборот туристического бизнеса на Шпицбергене приближается к миллиарду норвежских крон, и российская сторона тоже не прочь откусить от этого пирога, тем более что исторически поморы одними из первых осваивали полярный архипелаг, и даже именовали его по-своему – Грумант.
Великолепно сохранившиеся в условиях Арктики памятники поморской культуры, с которыми можно познакомиться в местном музее – далеко не единственное, что привлекает туристов в Баренцбург. Неухоженный на первый взгляд шахтерский поселок – по сравнению с аккуратным административным центром Свальбарда Лонгйирбюеном – хранит следы советской эпохи в виде типичной для приполярных городков застройки, одного из самых северных в мире памятников Ленину и ставшей уже раритетом на Европейском Севере стелой «Наша цель – коммунизм!». Руины советской империи, простиравшейся почти до Северного полюса, оказались на туристическом рынке не менее востребованы, чем камни Древнего Рима.
Как утверждает Иван Вуличенко, в Баренцбург приезжают тысячи западных туристов, в разы больше, чем россиян. И к слову сказать, гостиничная инфраструктура в российском поселке на Шпицбергене с каждым годом подтягивается к уровню норвежского Лонгйирбюена – здесь появились неплохие отель и хостел под названием «Помор», а вот уровень цен остается примерно на 30% ниже.
Правда, как признался административный менеджер центра арктических путешествий «Грумант» российским и норвежским журналистам, которые побывали в поселке в начале мая, сам он больше любит Баренцбург зимой, «когда снег скрывает всю грязь». «Когда приходит лето, становится видно, во что были превращены эти места в советские времена, – пояснил Иван Вуличенко. – Это был типичный шахтерский поселок, и никто им особо не занимался. Но теперь мы хотим очистить его от свалок и старых железных конструкций».
Примечательно, что прошлой осенью в Баренцбурге был запущен цех по переработке твердых бытовых отходов, и теперь весь мусор в российском поселке проходит такую же сортировку, как и в норвежском Лонгйирбюене. В строительство и техническое оснащение цеха были вложены средства как треста «Арктикуголь», так и Фонда окружающей среды Шпицбергена, и это тоже пример совместного хозяйствования россиян и норвежцев на полярном архипелаге, где природа особенно чувствительна к влиянию человека.
Но именно эта северная природа – а значительная часть Шпицбергена уже является природоохранной территорией – с незаходящим полгода солнцем и фантастическими всполохами полярного сияния осенью и зимой, с ослепительно белыми ледниками и черными пляжами Гренландского моря влечет к себе ежегодно десятки тысяч жителей Земли и обеспечивает работой сотни тех, для кого арктические острова стали домом.