Затянувшиеся работы по укладке сетей в Сортавале обернулись кошмаром для жителей туристического центра Карелии. Какие круги ада приходится проходить жителям региона, чтобы увидеть обещанные властями проекты – в нашем материале.
ГЛИНЯНЫЙ ПЛЕН И БЕЗДОРОЖЬЕ
Жителям нескольких улиц в черте города Сортавалы (ул. Благодатная, ул. Дивная, переулки Уютный , Лучистый и др.), где выданы участки под ИЖС многодетным семьям, приходится добираться до собственных домов с большим трудом: машины оставлять на въезде, а это 400-700 метров до дома, и с детьми, пакетами, колясками и прочими «узелками» брести в болотниках и резиновых сапогах. Порой и машинам с высокой посадкой не проехать по разбитой техникой дороге.
Причиной, мягко говоря, неудобств, стали работы по укладке водопроводных и канализационных сетей. И дело-то благое: раз выдали землю под строительство частных домов (еще в 2011 году!), то и обеспечить их нужно всеми плодами цивилизации по полной программе (начать в 2022-м!). В сложных терминах это называется «строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки для ИЖС, в том числе многодетным семьям, в районе Совхозного шоссе в г. Сортавала».
И начались у жителей района большие проблемы! Единственная автомобильная и пешеходная дорога — Совхозное шоссе — с мая 2022 года начала превращаться в тот еще квест.
«Тяжелая строительная техника, интенсивно эксплуатируя бывшую с советских времён дорогу – Совхозное шоссе, практически разрушила её. Дорога разрушена так, что вся глина с водой через повреждения полотна дороги выступает наружу. В буквальном смысле ни проехать, ни пройти. Вязнут легковые машины», — обращались во все инстанции местные жители.
Главная проблема Совхозного шоссе — отсутствие дренажных систем и куветов, куда бы уходила вода с дороги. Обочины в некоторых местах выше, чем дорожное полотно. Когда подрядчик начал укладывать сети, то оставил после себя глину вместо твердого покрытия. Для легковых машин осталась одна полоса.
О чем вопрошают сортавальцы: почему нельзя было проложить коммуникации за пределами дороги – ближе к домам, которые всеми удобствами хотят обеспечить? Видимо потому, что на том месте, где должна была пройти водопроводная магистраль, с начала строительства размещена площадка для складирования запасов песка и щебня.
«Я не специалист в дорожном строительстве, но сомневаюсь: как можно окувечивать дорогу, с одной стороны которой уже уложены кабеля, принадлежащие ОАО «РЖД», а с другой сейчас укладывают кабеля и водопроводные трубы?», — справедливо задавались вопросом те, кто вынужден был созерцать печальную картину.
И ладно бы стоял вопрос в удобстве и эстетике. Но серьезные опасения вызывает возможность подъехать «скорой» или пожарным, случись трагедия у тех, кто оказался в «глиняной ловушке» на улице Дивной или других прилегающих улицах – там-то и приходится передвигаться в болотниках. А когда речь идет еще и о безопасности детей, то ситуация видится в совершенно другом свете:
«Большое количество детей-школьников, которые пешком идут в школы города и обратно, из-за невозможности идти по автомобильной дороге вынуждены продолжать путь по железнодорожным путям рядом проходящей железной дороги. Это безусловно, является очень опасным, учитывая наступающий туристический сезон и увеличивающийся поток поездов с туристами!», — писали жители печально прославившегося района.
СИТУАЦИЯ
Начались работы два года назад – в мае 2022 года. Судя по паспорту объекта, закончить должны в январе 2024, но работы, судя по всему, будут выполнять до января 2025…
О том, в каком состоянии находится основная дорожная артерия, связывающая территории под ИЖС, дачные товарищества и жилые дома, в которых сортавальцы живут круглогодично десятки лет, с цивилизацией, писали во все возможные инстанции с 2023 года.
- В июне 2023 года они обращались в МВД Карелии: в возбуждении дела было отказано, поскольку «нарушения требований к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения не выявлено».
- На платформе «Дороги республики Карелия» «отфутболили» к администрации Сортавалы, потому что Совхозное шоссе – дорога местного значения.
- В сентябре под постом в местном «Подслушано» (замечательный инструмент общения с исполнительной властью – открыто, доступно, кратко) Администрация Сортавальского района и Минстрой развели руками: «К сожалению, во время строительства объекта граждане будут испытывать неудобства». Еще пояснили, что дорогу в конечном итоге должны уложить асфальтом – как только завершат укладку сетей.
- В октябре о сроках завершения работ по благоустройству стали говорить предметнее: портал «Республика Карелия» ответил, что новый подрядчик в рамках проведения работ проведёт и благоустройство, и ремонт этой автомобильной дороги до конца 2023 года.
- В январе 2024 года Администрация Сортавальского района сообщила, что заказчик работ – Минстрой, куда и стоит обращаться.
- Минтранс Карелии сообщил, что к ним все эти работы не относятся.
В мае 2024 года сортавальцы решили напомнить о себе еще раз всем возможным инстанциям. И это не фигура речи. Под всеми возможными мы имеем в виду именно все, которые возможны: Президент России, Генеральная прокуратура, Прокуратура Карелии, Минстрой России, Минстрой Карелии, депутат Федичев А., ресурс «Решаем вместе», Глава депутатов Сортавальского совета (с требованием поставить этот вопрос в повестку заседания). Повторно обращались в сортавальскую прокуратуру. В поддержку этих обращений были собраны 85 подписей жителей района.
Первые ответы пришли через неделю, в том числе – от Администрации Президента. Совпадение или нет, но буквально через несколько дней госкомитет Карелии по жилнадзору отчитался: ведутся работы по разработке скального грунта, строительству автодорог, прокладке водопроводной и канализационной сети, монтажу насосных станций с накопительными емкостями.
«Этот сложный объект капитального строительства состоит из 18 асфальтированных проездов, ведущим к будущим жилым зданиям, общей протяженностью 4,5 километра, 5 километров линий освещения по существующим и проектируемым опорам, 5,5 км сетей водоснабжения, почти 5 км сетей канализации с накопительными емкостями и насосными станциями», — уточнили в посте.
Застройщиком и техническим заказчиком указан БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия». Обещают закончить работы к концу 2024 года. В нашем распоряжении оказалось уточнение Минстроя Карелии: земляное полотно будут укреплять крупнообломочным грунтом (околом) – то есть тем, что останется от скалы, которая «чудесным образом» оказалась под Совхозным шоссе. Начать должны в двадцатых числах мая, а итог сортавальцы увидят в конце июля.
А теперь «изюминка»: по документам работы ведутся в голом поле. На деле же многие дома построены и зарегистрированы в Росреестре, некоторые аж лет 10 назад. У местных жителей были отсыпаны дороги к своим домам, сделаны автономные септики, кто-то копал колодец, кто-то бурил скважину. Теперь эти дороги разрушены: подъехать и пройти к своим домам невозможно, некоторые не могут продолжать строительство, а те, кто всю жизнь доезжал до своих домов и дач по Совхозному шоссе, уже два года мучается, проходя и проезжая по разбитой дороге, оставляя подвеску, а иногда и авто.
«Интересным жители считают тот факт, их жилые дома не фигурируют ни в каких документах, а это значит, что про жителей, которым нужно пробираться к своим домам через препятствия, никто и не думает («Мертвые души» 21 века!). Никто не заложил в сметы материалы на временные пути/проезды к уже существующим жилым домам«, — поделились сортавальцы.
**********
Учитывая работу Администрации Президента, до которой пришлось дойти местным жителям, дорогу должны не только укрепить, но еще и конфетти посыпать. В воздухе повис вопрос, который, скорее всего, останется риторическим: как составляли ПСД без сведений из Росреестра? Так и живем, как в анекдоте: одно ведомство пуговицами занимается, а другое — по лекалам кроит.