Традиционный фестиваль «Недели северных стран» в этом году прошел в шести регионах России, в том числе в Карелии. Главная тема – экология и устойчивое развитие. Дипломатические миссии и культурные институты Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции представили целый ряд мероприятий в сфере культуры, образования, экологии. В Петрозаводске декабрьские «Дни северных стран» завершились интересными выставками.
Меньше — лучше. Выставка экологического плаката
Выставка экологического плаката прошла в уютном зале КарНЦ РАН. В небольшой экспозиции мы увидели более 30-ти работ из коллекции Международной триеннале плаката в Лахти.
Этот финский город в 2021 году получил почетный титул «зелёной» столицы Европы. Именно с Лахти связана история проведения триеннале, организуемой с 1975 года. Коллекция плакатов уже насчитывает 70 тысяч, пять тысяч из которых посвящены экологии.
Плакаты, представленные на выставке в Петрозаводске, посвящены проблемам сохранения окружающей среды.
Художники из разных стран мира посвятили свои работы таким актуальным для планеты вопросам как грязный воздух, эррозия почвы, вырубка лесов, глобальное потепление, таяние льдов в Арктике и другим.
Так или иначе, но все художники говорят об одном — о роли человека в разрушении экосистем, о поиске баланса и гармонии с природой. название одного из плакатов «Меньше — лучше» моно расшифровать и так: меньше человека — лучше животным.
Какая-то «циркулёза». Выставка предметного дизайна
В Национальном музее Карелии можно было посмотреть на экологию с другой стороны – глазами потребителя.
Что можно создать из вещей, которые для нас просто мусор, место которого, казалось бы, на свалке, в помойке, в печи. Об этом была выставка «Культура быта. Recycle & Trash to Fashion», где за вами ходил смотритель и не разрешал трогать куртку из переработанных ПЭТ-бутылок (Дания) или платье из новомодного материала Circulose (Швеция). Эта самая «циркулеза» рождается, как оказалось, из переработанных старых джинсов.
Платье все же потрогала – не удержалась, на ощупь такое же приятное, как вискоза. Кроссовки из кофейной гущи, наверное, чтобы не хватали проверять, правда ли пахнут кофе, были закрыты пластиковым корпусом.
Огромный походный рюкзак из разрезанных велосипедных покрышек, кусков баннерной ткани и других отходов произвел тяжёлое впечатление не только чёрным цветом.
Выставка странных или слишком обычных предметов, сделанных из разнообразных отходов, в зале Национального музея смотрелась как чёрная дыра времени. Вещи из прошлого возвращаются к человеку, в его будущее, в виде новых материалов. Хвойные иголки, перемешанные с клеем, становятся акустическими панелями, отходы производства стекольного производства – арт-объектами. Переработанный пластик – везде и во всём. Так странно ощущать себя настоящим в этом мире искусственного.