Александр Степанов

Александр Степанов

Журналист и блогер. Успел побывать - рабочим нижнего склада Олонецкого леспромхоза, солдатом Группы советских войск в Германии, машинистом котельной, учителем истории, корреспондентом газеты "Олония", помощником депутата Жореса Алферова, депутатом Законодательного Собрания Карелии двух созывов.

В своем постановлении от 27 марта, в пункте 8.2 глава республики Артур Парфенчиков запретил жителям Карелии «посещение объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением их посещения служителями и персоналом». То есть на сегодняшний день посещение церквей верующими запрещается!

Как же карельская епархия отреагировала на постановление власти, которая, как известно, от Бога?  Всякая, даже республиканская. Вот, например, на страничке «ВКонтакте» Екатерининской церкви Петрозаводска открыто сообщается: «Завтра (29 марта) Божественная литургия в 7.00 служит о.Анатолий.В 10.00 служит о.Андрей (Верещагин). В 17.00 вечернее богослужение».

Но, может быть, это самоуправство конкретного батюшки? Нет, там же есть ссылка на сайт карельской епархии, где размещено объявление, что служения в храмах республики не отменяются. Исключение сделано лишь для прихожан старше 65 лет и страдающих хроническими заболеваниями, которые могут обращаться в храмы с просьбами о причащении на дому.

И это – официальная точка зрения Московской патриархии. Констатируем тот факт, что иерархи Русской Православной церкви открыто отказались подчиняться требованиям государственной власти Российской Федерации. Эта позиция объясняется просто. В церквях продается большое количество предметов культа, прихожане делают пожертвования церкви. Во время карантина прихожане перестанут приносить деньги, и церковь понесет убытки. Никакой «духовностью» тут и не пахнет.

Но ведь тем самым РПЦ способствует распространению инфекции! Поощряя неправильное с точки зрения медицинской науки поведение части граждан, противоречащее элементарным нормам гигиены. Ведь церковь является местом скопления людей, в котором повышается риск заражения. Тем более, риск заражения в церкви намного выше, чем в магазине или в кафе — верующие часто целуют иконы и прочие предметы культа, что может привести к передаче инфекции.

Но тут еще более важен вопрос – как же сама власть отреагирует на такое к ней неуважение? Хотя бы конкретно в нашей республике. Артур Парфенчиков пишет на своей странице:

«Друзья, полностью разделяю ваше возмущение по поводу открытых торговых центров в Петрозаводске. Это сводит на нет всю нашу профилактику! В то время как мы пошли на очень жесткие и непопулярные меры, отменив даже работу общественного транспорта, оставлять открытыми торговые центры считаю недопустимым. Заверяю вас, мы найдем управу на хитрых дельцов, которые жажду наживы ставят выше безопасности!

В настоящее время правоохранительные органы мобилизуются и усиливают контроль за соблюдением мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. Предупреждаю всех безответственно относящихся к ограничительным мерам — вас ждёт жёсткое наказание. Время уговоров закончилось».

Ну раз «время уговоров закончилось» – придется сегодня послать наряд Росгвардии в Екатерининскую церковь к 17.00. Не так ли? Ведь согласитесь, если бы так собрались политические оппоненты карельского губернатора – их разогнали бы точно, уважительная причина имеется. При сопротивлении еще бы дубинками поколотили. А что делать с этими? Глава Карелии много раз публично демонстрировал свою религиозность, помогал епархии, поддержал непопулярный у большинства жителей Петрозаводска проект возведения часовни святого Фаддея…  А церковь в самый ответственный и сложный момент саботирует его мероприятия! Сели вы в лужу с такой политикой, Артур Олегович!

Ну и последнее. Кризис, связанный с распространением коронавируса, уже нанес мощный удар по разного рода предрассудкам, не только религиозным. Скажем, он уже продемонстрировал, на примере Италии или Испании, зыбкость мифа о «эффективной» западной медицине, основанной на рыночных принципах. В отличие от системы здравоохранения «тоталитарного» Китая. То же самое можно сказать о религиозных представлениях. С конца перестроечных 80-х годов прошлого века российскому обществу вдалбливали мысль о некоей религиозной «духовности» в процветающей Российской империи, которую якобы уничтожили нехорошие большевики. Убеждали, что церковь в каждой деревне куда важнее школы или участковой больницы, что колокольный звон лечит…

А ведь достаточно было посмотреть статистику тех дореволюционных лет, когда это все было в наличии. «Прекрасные» были времена. Но мы ведь не хотим туда вернуться? Однако пока возвращаемся…