В Законодательное собрание Карелии внесен проект изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который касается процедуры закрытия сельской школы. При условии их одобрения карельскими депутатами эта инициатива будет направлена в Госдуму. Предлагается, чтобы решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принимается по результатам местного референдума либо схода граждан.

Авторы законодательной инициативы, депутаты от «Яблока» Эмилия Слабунова и Инна Болучевская, в пояснительной записке сообщают:

Фракция партии «Яблоко». Фото с сайта ЗС РК

«Значимость сельской школы как исторического и культурного феномена, обеспечивающего стабильность, устойчивое развитие и духовную крепость российского государства и общества, сегодня неоспорима. Сельская школа является центром образования и воспитания, сохранения, возрождения и развития народных традиций. Именно здесь учащиеся впервые знакомятся с таким важным понятием, как малая родина. Сельская школа всегда занимает особое положение в структуре населенного пункта. Будучи явлением культурным, социальным и экономическим, она во многом определяет жизнь села.

К сожалению, в настоящее время тенденция такова, что закрываются небольшие школы, исчезают деревни, а вместе с ними и народная культура, самобытность, история. За последние 20 лет сеть сельских школ в России сократилась практически вдвое. Реорганизовать, ликвидировать сельскую образовательную организацию согласно действующему законодательству возможно только с учетом мнения местного населения. Однако сложившаяся практика показывает формальность такого подхода.

В соответствии с частью 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Мнение жителей сельского поселения может быть выражено в различных формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных соответствующими статьями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом решения по всем формам кроме местного референдума и сельского схода граждан имеют необязательный характер. Так как в действующем законе речь идет об «учете мнения», а не «согласии», орган, выполняющий функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации, вправе аргументировано не согласиться с данным мнением.

В целях урегулирования сложившейся ситуации, сохранения и дальнейшего развития сельских школ проектом федерального закона предлагается внести изменение в часть 12 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указав, что решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принимается по результатам местного референдума либо схода граждан».

С одной стороны, это достаточно разумная инициатива, которая позволила бы, воплотись она в норму закона, избежать целого ряда социальных конфликтов. Ведь вошедших в раж чиновников-оптимизаторов трудно остановить и наша Карелия — тому пример. Никакое увеличение доходной части бюджета республики, которым любит хвалиться глава Карелии Артур Парфенчиков, не останавливает процесс бесконечной оптимизации. Недавние конфликты в Лоухском районе это доказывают.

Однако с другой стороны, местный референдум сам по себе не остановит продолжающийся процесс «зачистки» карельской территории от ее населения. Ведь причины этого процесса сугубо экономические и запущен он был еще в 90-е годы либеральными, рыночными реформами, к которым была причастна и партия «Яблоко».

Закрытие ставших вдруг нерентабельными производств, появление частного бизнеса, для которого главное – прибыль, а не поддержание жизнедеятельности на конкретной территории, привело к настоящему вымиранию населения. Последующая оптимизация всей социальной сферы, закрытие не только школ, но и ФАПов, почтовых отделений и иной социальной инфраструктуры, рассчитанной на иное количество населения, была предопределена. А она, в свою очередь, дополнительно ухудшает условия жизни на селе и приводит к новому оттоку населения… Должно быть совершенно ясно, что одними местными референдумами этот процесс не остановить.