
На прошлой неделе глава Карелии Артур Парфенчиков сообщил о том, как идет подготовка к празднованию 800-летия крещения карелов. По словам губернатора, готовится к изданию учебник по истории Карелии для школьников 5-7 классов, в котором будет отражена история распространения в нашем крае православия, а также в Карелии будет создан музей православия.
В связи с этим хочется услышать от авторов учебника и от инициаторов создания музея православия в Петрозаводске ответы на некоторые вопросы, касающиеся именно заявленной темы. А может и сам Артур Олегович Парфенчиков откликнется, ведь он тоже любит рассуждать о нашей истории на своей странице Вконтакте.
Возьмем, например, один из важнейших документов из истории православия в Карелии. Грамота новгородского архиепископа Макария тогда еще великому князю Ивану Васильевичу: «Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение — во всей Руской земли скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле … скверные молбища идолские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича… Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста рещи — всей твари (всему существующему) покланяхуся яко богу и чтяху…»
То есть более чем через триста лет после «крещения карелов», в 1534 году, мы имеем официальный документ, свидетельствующий о том, что карелы с вепсами остаются язычниками! А это как? Будет ли какое-то объяснение этому факту?
И расскажут ли школьникам о том, как официальная церковь боролась с язычеством, используя «административный ресурс» и соответствующие духу того времени наказания?
Листаем дальше страницы истории РПЦ. В церковной литературе принято в самом позитивном ключе рассказывать об основателях известных карельских монастырей. Например, о преподобном Адриане Ондрусовском, который происходил из знатного московского дворянского рода, но ушел в монахи и поселился на берегу Ладоги. Московские князья жаловали этому монастырю как «дотации» из своей казны, так и рыбные тони и прочие угодья. Преподобный Андриан был обласкан властью, но в итоге убит местными крестьянами. Или местными разбойниками. Это уж кому как больше нравится.
Если реконструировать те давние события, получается типичная ситуация: приехал в глухую провинцию аристократ из Москвы, начал устанавливать свои порядки, «отжимать» у местных крестьян важнейшие источники их пропитания. Соответственно, вызвал ненависть…
Вот эта история будет подана в учебнике исключительно с точки зрения церкви? Или с поправкой на диссертацию «Жития святых как исторический источник» знаменитого дореволюционного историка Василия Ключевского. Который отмечал что «рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей, их опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях».
Конечно, тема гонений и на церковь займет в учебнике и в музее православия видное место! Куда же нам без любимой темы репрессий! Но будет ли помянут там, например, святой мученик и исповедник Елеазар, которого убили вовсе не злобные атеисты и безбожники. Этот человек просто не принял никонианских реформ. По доносу местного священника его заточили в темницу города Олонца:
«Исповедника подвешивали на дыбе, выворачивали суставы, палили раскаленным железом, избивали палками, кололи остриями. Затем впрягли в железный хомут, привязали руки к ногам, чтобы его голова оказалась зажата между коленями, и так катали по земле. Тогда страдальцу приготовили огненный сруб…»
Увы, но вообще-то два с лишним века на территории Карелии одни православные люди гнобили других православных людей. Порой жгли, частенько заточали в тюрьмы и вообще всячески давили. Будут ли сейчас об этом рассказывать посетителям будущего музея православия или карельским школьникам?
Вот русский писатель Михаил Пришвин есть же в школьной программе. И что он пишет о дореволюционной Карелии? В Выгозерье Пришвин столкнулся с потомками первых старообрядцев, основавших здесь Выгорецкое общежительство и записал рассказы, как православное государство боролось с православной же верой:
«Общежитие было разрушено самым варварским способом. Сначала под предлогом «округления дачи», а на самом деле просто для удобства надзора отобрали лучшие земли на Выгу, потом переселили на Выг православных крестьян, отпущенных одним псковским помещиком на волю без земли в надежде, что они сплотятся в борьбе с «сими отдаленными племенами».
Седьмого мая 1857 года, как рассказывает Е. Барсов «выговцы собрались вечером в часовню на всенощную ко дню Иоанна Богослова. Большак вынес из келий свою икону, чтобы петь перед ней величание; в это время чиновник Смирнов, со становым приставом, волостным головой и понятыми, явился в часовню, объявил собравшимся, чтобы прекратили служение и вышли вон; потом запечатал часовню и приставил к ней караул». Наутро «целые горы икон, крестов, книг, складней были навалены и увезены неизвестно куда». Говорят, что чиновники нарочно садились на воза, чтобы показать свое презрение к тому, на чем сидели. Часовни и другие здания потом были сломаны на глазах раскольников».
Может автор что-то пропустил, но ведь кажется, Русская православная церковь до сих пор не принесла покаяния за те гонения, которые были против ревнителей старого обряда? А почему? Многие деятели РПЦ требуют от народа покаяния за безбожие, или за расстрелянного гражданина Романова. А сами? Или «это другое»?
То же самое касается истории Соловецкого монастыря, тесно связанного с Карелией. Несколько сот лет там, в действующем православном монастыре, была тюрьма, куда оправляли, причем часто без суда и следствия, противников церкви. Посетители музея узнают об этом? В учебнике напишут?
И наконец, тема революции 1917 года, которая в современной трактовке иерархов РПЦ, в том числе руководства карельской епархии, является однозначно негативным событием. Хотя в 1917 году заявлялось совершенно иное:
«Епархиальный съезд духовенства и мирян Олонецкой епархии приветствует совершившийся государственный переворот, раскрепостивший русский народ и давший церкви свободу самоуправления, и вместе с тем благоговейно вспоминает и молитвенно чтит память борцов за свободу народа и независимости церкви, а равно благословляет живых, которые стали во главе народного движения к свержению старого строя».
Сами же православные люди отреклись от старой жизни и старого строя. Видимо, для этого у них были какие-то причины, о которых тоже было бы интересно узнать нынешним школьникам.
И это еще не все интересные и поучительные эпизоды из истории православия в Карелии. Там есть много о чем рассказать, о чем подискутировать!