Нынешней осенью на рынке железнодорожных перевозок в соседней с Карелией Финляндии могут появиться частные компании – до сих пор этим рынком фактически владело финское государство в лице госмонополии VR. Как ожидается, частников в первую очередь привлекут грузовые перевозки – например, транспортировка импортируемой из России древесины от границы до лесоперерабатывающего предприятия. Однако, как отмечает финская телекомпания Yle, для конкуренции предполагается открыть и пассажирские перевозки, и специалисты не исключают, что в скором времени на популярное среди российских туристов направление Иматра-Санкт-Петербург отправится первый частный поезд.
Три года назад руководство Карелии пыталось запустить регулярное железнодорожное сообщение с приграничным финским городом Йоэнсуу, но, несмотря на оптимистические заявления карельских чиновников о востребованности такого маршрута, дальше нескольких пилотных рейсов дело не пошло. Жители республики по-прежнему добираются до Йоэнсуу либо на своих машинах, либо на автобусах и такси. Да и в РЖД к перспективе открытия регулярного железнодорожного сообщения между Карелией и Финляндией с самого начала относились довольно скептически.
Можно ли Карелии рассчитывать на интерес частных финских железнодорожных перевозчиков к направлению Петрозаводск-Йоэнсуу? С этим вопросом «Черника» обратилась к директору Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук Юрию Савельеву.
— Здесь все упирается в экономическую целесообразность, — ответил эксперт. — Во-первых, в России железнодорожные пассажирские перевозки убыточны из-за высоких тарифов, цен на топливо и других платежей (например, аренды подвижного состава), других обязательных платежей и затрат, которые перевозчик будет нести в части соблюдения лицензионных условий. Во-вторых, для маршрута Йоэнсуу -Петрозаводск рынок очень небольшой и навряд ли сможет обеспечить экономически выгодный пассажиропоток (в отличие от питерского направления). Да и кроме этого нельзя исключать и вероятность введения разного рода дополнительных ограничений и техрегламентов со стороны РЖД при появлении на нашем внутреннем рынке финских перевозчиков. Кому нужны новые конкуренты? Так что, с учетом сказанного, не думаю, что такой частный поезд появится. А если и появится, то ненадолго, так как коммерческая эффективность такого проекта, к сожалению, оставляет желать лучшего.