«Черника» уже не раз рассказывала о последствиях республиканского конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки, который был организован Государственным комитетом по транспорту и признан Федеральной антимонопольной службой ограничивающим конкуренцию. Сегодня мы решили посмотреть, как обслуживает пассажиров один из победителей этого конкурса…

Напомним, весной уходящего года республиканские власти захотели поменять правила игры на рынке автобусных перевозок: если в предыдущем конкурсе триста с лишним маршрутов были разделены на 98 лотов, то теперь все эти рейсы оказались объединены всего в четыре конкурсных лота: Северное, Южное, Восточное и Западное направления. По условиям конкурса, автопарк потенциального перевозчика должен был составлять от 17 до 36 автобусов. Однако в Карелии на тот момент попросту не было ни одного перевозчика, который бы, выиграв хотя бы один лот с десятками рейсов, смог бы обслужить их имевшимся парком автобусов.

Это означало одно: местные перевозчики были обречены на разорение, а десятки семей водителей оставались без средств к существованию. Не удивительно, что в республике начались протестные акции. Карельские автоперевозчики обращались и к республиканским властям, и к уполномоченному по правам человека, и в антимонопольную службу, и даже к президенту страны. А Госкомитет по транспорту и глава Карелии Александр Худилайнен пытались не замечать скандал.

Перед Новым годом бывший председатель Госкомитета по транспорту Игорь Жадановский подал в отставку. Фото: gov.karelia.ru
Перед Новым годом бывший председатель Госкомитета по транспорту Игорь Жадановский подал в отставку. Фото: gov.karelia.ru

В итоге победителями конкурса были объявлены четыре фирмы. Лот № 1 (направление: Северное) достался ООО «АТК», директор Праневич В.А.; лот № 2 (направление: Суоярвское) – ООО «Инлайн», директор Сидоренко Т.Т.; лот № 3 (направление: Сортавальское) – ООО «Транском», директор Праневич В.А.; лот № 4 (направление: Восточное) – ГУП РК «Карелавтотранс», генеральный директор Каштанова Э.Э.  Если внимательно изучить выписки ЕГРЮЛ, можно с уверенностью сказать, что почти все частные фирмы — победители так или иначе связаны с крупным игроком на рынке автоперевозок в Санкт-Петербурге – «Питеравто».

Вопреки оптимистичным заявлениям республиканских властей о том, что местные фирмы и частные предприниматели готовы осуществлять рейсы по-новому, в автобусных перевозках произошел сбой.  Частники отказались работать на субподряде из-за диких условий (25% выручки должны были доставаться «Карелавтотрансу» и другим победителям конкурса). Например, ИП Данилкин из Кондопоги стал выполнять рейсы в Петрозаводск самостоятельно, без заключения договора с Госкомитетом по транспорту Карелии и снизил стоимость проезда примерно на 30%.

Автобус ИП Данилкина в Кондопоге. Фото: Алексей Владимиров
Автобус ИП Данилкина в Кондопоге. Фото: Алексей Владимиров

По примеру Данилкина начали работать перевозчики и из других районов Карелии. Автобусы стали прибывать на железнодорожный вокзал. Это не понравилось чиновникам из транспортного комитета. На частных карельских перевозчиков была объявлена самая настоящая охота. Тех, кто не согласился работать на субподряде, но остался в бизнесе, объявили нелегалами. Были организованы проверки со стороны контролирующих организаций и сняты телепрограммы, рассказывающие, что у местных перевозчиков чуть ли «не змеи ползают» в автобусах. Все эти действия карельские чиновники объясняли желанием навести порядок в сфере автоперевозок.

Валерьян Праневич. Фото: Губернiя Daily
Валерьян Праневич. Фото: Губернiя Daily

Однако давайте посмотрим, какой «порядок» был наведен на маршруте Петрозаводск – Кондопога – Петрозаводск. Конкурс на этом направлении выиграло ООО «АТК», директором которого является Валерьян Праневич. Валерьян Александрович, судя по данным из открытых источников, является не только бизнесменом, но и депутатом совета Шуйского поселения. Еще господин Праневич «засветился» на отчетах главы Петрозаводска Галины Ширшиной перед горожанами, как активный ее противник. Где бы не появлялась Галина Игоревна, Праневич встречал ее криком «В отставку!».

А теперь о маршруте. Кондопожанам не повезло, они ни разу не увидели автобусов ООО «АТК», зато вместо них появилась техника некоего ООО «Признание». За короткий период эта фирма прославилась тем, что ее водитель заснул за рулем прямо во время проезда железнодорожного переезда в поселке Ладва-Ветка. К счастью, никто не пострадал: спасло людей то, что водитель был разбужен пассажирами автобуса. А в Кондопоге у микроавтобуса этой фирмы во время движения с пассажирами отвалились сразу два колеса, но по счастливому стечению обстоятельств в этом происшествии тоже обошлось без пострадавших. Однако, как ни странно, в отношении этой фирмы не было применено никаких мер со стороны контролирующих организаций, и ООО «Признание» до сих пор осуществляет рейсы пригородного сообщения.

Корреспондент «Черники» прокатился на автобусе ООО «Признание» и вот что он выяснил.

Билеты выдавать пассажирам здесь не принято. Хотя при посадке билет обязательно должен выдаваться пассажиру. По закону, билет является публичным договором между пассажиром и перевозчиком. А невыдача билета фактически является лицензионным нарушением правил перевозки. Если что-то случится, пассажир не сможет предъявить претензию перевозчику, если у него нет билета.

Может, это и есть одна из причин «битвы» за пригородные маршруты? Здесь постоянно присутствуют наличные деньги, которые легко превратить в «черный нал», а это и «черная касса» в предвыборной кампании и другие манипуляции с неучтенными деньгами.

Еще в автобусе ООО «Признание» можно бесплатно совершить экскурсионную прогулку по Петрозаводску. Вместо того чтобы с Петрозаводского автовокзала ехать сразу в Кондопогу, водители этой фирмы заезжают на железнодорожный вокзал и стоят там по 15-20 минут, «вылавливая» пассажиров, которые подходят на рейс их конкурента – ИП Данилкина.

Микроавтобус фирмы "Признание". Фото: Алексей Владимиров
Микроавтобус фирмы «Признание». Фото: Алексей Владимиров

Рассказывает жительница поселка Березовка Татьяна Иванова (имя и фамилия изменены, но в редакции они есть): «Я купила билет на этот микроавтобус, смотрю, как раз успеваю на последний автобус, который к нам в Березовку из Кондопоги идет. Поехали. Тут шофер сворачивает к железнодорожному вокзалу и останавливается там. Проходит 5 – 10 минут, все стоим. Я уже начинаю волноваться, говорю шоферу, что опаздываю – ноль внимания. Простояли 20 минут, потом поехали в Кондопогу. В результате я опоздала, пришлось брать такси, чтобы до дома добраться».

Вот такой «порядок» в сфере пригородных автобусных перевозок получили от республиканских властей жители только одного Кондопожского района. В новом году «Черника» продолжит знакомство с теми фирмами, которые стали победителями скандального конкурса.