Недавно в здании администрации Петрозаводска состоялось внеочередное заседание транспортной комиссии Петросовета, посвященное актуальным проблемам организации общественного транспорта в столице Карелии. Основной темой обсуждения стала концепция развития общественного транспорта до 2026 года, а также текущая ситуация в отрасли. Заседание проходило в напряженной и временами эмоциональной атмосфере.

«Секретная» концепция

По неясным причинам в работе комиссии не приняла участие сити-менеджер Петрозаводска Инна Колыхматова. Видимо, срыв транспортной реформы в Петрозаводске этих должностных лиц не волнует. Перед депутатами отчитывался первый заместитель главы города Михаил Ершов.

Заседание транспортной комиссии Петросовета. Фото: Алексей Владимиров

Первым вопросом повестки стало обсуждение проекта концепции развития маршрутов городского транспорта Петрозаводска. Представитель администрации рассказал о планах по запуску межмуниципальных маршрутов, взаимодействии с железнодорожным транспортом, запуске 30-го автобусного маршрута и поступлении новых троллейбусов. По его словам, концепция развития транспортной системы уже разработана, но пока имеет секретный характер.

— Добрый день, уважаемые члены комиссии, товарищи, добрый день, присутствующие. По концепции администрации… не могу пока предоставить, потому что такая она, немного секретная, — объяснил в своем выступлении Михаил Ершов.

Такая «секретность» возмутила депутатов, и концепция все же была предоставлена народным избранникам. Позже Михаил Ершов пояснил, что оговорился и не хотел раскрывать ее из-за сбора коммерческих предложений по модернизации.

Что такое концепция? По сути, это единый замысел или стратегия решения определенной задачи, в данном случае — улучшения транспортной инфраструктуры Петрозаводска. Концепция должна базироваться на фундаментальных принципах, экспертных заключениях и расчетах. Она представляет собой многостраничный документ, в котором сформулирована руководящая идея и сделаны выводы.

Однако депутатам Петросовета была представлена лишь презентация из 12 страниц с красочными схемами…

Выдержка из концепции развития транспортной системы Петрозаводска.

Похожие «концепции» журналисты «Черники» уже встречали при подготовке материалов и ни к чему хорошему они не приводили. Надеемся, что в этой ситуации не произойдет подобного.

«Как вы работаете?»

На заседании комиссии обсуждались основные направления работы в сфере общественного транспорта Петрозаводска, включая организацию межмуниципального рейса через микрорайон Соломенное и обновление подвижного состава. Администрация города рассказала о получении 27 новых троллейбусов и планах по модернизации для обеспечения автономного хода.

Комфортабельные синие автобусы вновь заменили на «ржавые скотовозы». Фото: Алексей Владимиров

Однако члены комиссии выразили серьезную обеспокоенность текущей ситуацией и ближайшими перспективами. Выяснилось, что из обещанных 14 автобусов нового маршрута № 30 на линии работают только 4, есть проблемы с ремонтом переданной городу техники и нехваткой водителей. Первый заместитель мэра Михаил Ершов не смог ответить на многие вопросы членов комиссии, ссылаясь на необходимость уточнить информацию. Это вызывало возмущение присутствующих. «Как вы работаете, если вы не знаете ответы на такие серьезные вопросы?» — возмутился один из участников.

Обсуждались варианты привлечения частных перевозчиков, закупки подержанных автобусов вместо новых дорогостоящих, модернизации троллейбусов для автономного хода. Но эти идеи вызвали сомнения из-за высокой стоимости и неэффективности. Представитель перевозчика заявил о готовности работать по брутто-контрактам и обновлять автопарк при наличии долгосрочных гарантий от города.

Остро стоит вопрос обеспечения перевозок, особенно школьников, с 1 сентября. Упоминалась недостаточная выручка, низкие зарплаты водителей. Члены комиссии критиковали администрацию за отсутствие внятной концепции развития транспорта и игнорирование обращений по выделению средств.

Обсуждался переход на какие-то нетто-контракты по ключевым маршрутам для обеспечения регулярности рейсов и повышения зарплат. Поднимались проблемы доступности транспорта для маломобильных групп, отношения персонала. Этот вопрос задал присутствовавший на заседании представитель общественной организации «Ветераны Карелии» Максим Кутузов. Звучали обвинения в адрес администрации в неэффективном управлении и отсутствии диалога с перевозчиками.

Максим Кутузов. Фото: Алексей Владимиров

Заседание выявило серьезные проблемы и отсутствие четкой стратегии развития городского транспорта. Решено, что администрация предоставит полноценный проект концепции, проведет встречу с перевозчиками для обсуждения перехода на нетто-контракты. Необходима разработка новой модели, учитывающей интересы всех сторон, но для этого нужна поддержка республиканского бюджета.

Выяснилось, что администрация Петрозаводска неоднократно обращалась за финансовой поддержкой к премьер-министру правительства Карелии Александру Чепику, но в ответ было либо игнорирование, либо ответ, что денег нет. Такую информацию официально с трибуны до депутатов довел Михаил Ершов.

Вероятно, правительству республики целесообразнее тратить сотни миллионов рублей бюджетных денег на самопиар, непонятные гастрономические фестивали или корпоративы чиновников со свитой на ВДНХ в Москве, чем финансировать одно из самых приоритетных направлений – транспорт.

В конце заседания по транспортной реформе Председатель комиссии Александр Калько резко раскритиковал работу первого заместителя мэра Михаила Ершова, заявив, что тот не справляется со своими обязанностями в решении накопившихся проблем в транспортной сфере города. На вопрос Ершова, как это понимать и должен ли он написать заявление об уходе – Калько протянул ему чистый лист…

«Не я начинал реформу»

После заседания комиссии корреспондент «Черники» попросил прокомментировать Михаила Ершова все произошедшее:

Михаил Ершов. Фото: Алексей Владимиров

«Не я начинал реформу и не я подписывал контракт с «Транс-Балтом». Не я принимал решение по отзыву свидетельств у перевозчиков с нарушением порядка и законодательства. Эти вопросы можно задать сотрудникам комитета ЖКХ администрации, которые работали и принимали решения в 2023 году. Мы оказались в ситуации, когда приходится искать пути решения. И первое решение уже найдено: 30-й маршрут запущен. Мы изыскали средства, и за счет переданных автобусов из республики удалось организовать регулярные перевозки жителей из самого отдаленного района города. Мы будем продолжать работать в этом направлении».

Контракт по дорожно-мостовому хозяйству был составлен исходя из финансовых возможностей, в первую очередь учитывалась высокая потребность в оперативном проведении асфальтовых работ в городе (улица Шотмана, улица 9 Января, Ялгубское шоссе). Стоит отметить, что последние два объекта были отремонтированы по обращениям депутата Александра Калько, с которым мы много раз встречались и общались по этому вопросу. Он знал о ситуации по перераспределению объемов, так как объем работ по асфальтированию согласовывался с ним как с депутатом округа», — высказал свою позицию первый заместитель главы Петрозаводска.

Действительно, после ухода с линий комфортных автобусов «Транс-Балта», по распоряжению главы Карелии были выделены 14 автобусов, чтобы организовать новый маршрут № 30, связывающий отдаленный район Петрозаводска с городом. Но все это похоже на вынужденную меру, чтобы не произошел социальный взрыв.

Обратились мы за комментарием и к депутату Александру Калько с просьбой разъяснить его эмоциональное выступление на заседании комиссии:

Александр Калько. Фото: Алексей Владимиров

«По поводу листа: я предложил человеку, как вы слышали, совершить мужской поступок. Он же мужчина, или считает себя таковым. Я предложил ему это сделать, он согласился, после чего я протянул ему лист. Вот, собственно, как всё было. Вы помните?

Что касается реформы, начинал он её или нет, сейчас это уже не имеет значения. Он работает там с декабря прошлого года, 8 месяцев. За это время человек на должности первого заместителя главы администрации города Петрозаводска, будучи нормальным профессионалом, смог бы уже сориентироваться в ситуации и попытаться найти выход.

Я хотел бы прокомментировать так называемую секретную концепцию. Я понял причину её секретности. Господин Ершов, первый заместитель главы администрации Петрозаводска, на комиссии фактически признал провал транспортной реформы.

При этом мы знаем, что глава республики Артур Олегович Парфенчиков заявил о её начале. Получается, что администрация Петрозаводска, в частности Ершов, дезинформирует главу республики. Они предоставляют информацию, на основании которой глава считает, что реформа началась, а на самом деле, когда мы на транспортной комиссии немного надавили, Ершов признал её провал.

Я, пожалуй, соглашусь с тем, что реформа провалилась, особенно после того, как увидел ту самую секретную концепцию, которую Михаил Валерьевич предоставил членам транспортной комиссии. Могу сказать, что уровень этой концепции сравним с рефератом пятиклассника-двоечника. Понимаете? И это то, чем сейчас занимается этот человек. При этом он ещё позволяет себе вводить в заблуждение главу республики, фактически подставляя его.

Это объясняет, почему мои выступления иногда бывают эмоциональными. Обычному человеку, приходящему на остановку, безразлично, сколько выделено автобусов, какая есть концепция, что говорит Михаил Валерьевич. Он просто хочет увидеть автобус и уехать на нём. Вот чего хочет обычный житель Петрозаводска. Ему не нужны концепции, пустые разговоры или транспортная комиссия. Ему нужен просто автобус.

Кстати, если помните, я предложил Михаилу Валерьевичу, пока он разрабатывает свои концепции, отдать свой служебный автомобиль, чтобы люди могли добираться из отдалённых районов Петрозаводска в центр».

Переходя к эмоциональной части выступления: у нас было много разговоров с ним и с Инной Сергеевной [Колыхматовой] о транспорте, даже не о реформе, а просто о том, что происходит сейчас с общественным транспортом. Я могу вам сказать, хотя вы и сами видите: никакой должной реакции на сегодняшний день нет. Одна пустая болтовня.

Человек абсолютно не ориентируется в цифрах. Находясь на должности первого зама, он не в состоянии ответить на вопросы, которые непосредственно курирует. Он не ориентируется в суммах в сотни миллионов. На комиссии я привёл пример его предшественницы, Юлии Ивановны Мизинковой: она не просто ориентировалась в этих цифрах, она знала, где и на каком газоне сколько сантиметров трава.

Что мы видим сегодня? Эти газоны, остановки, заваленные мусором, нескошенная трава — всё это мы обсуждали на комиссии. Мне стало интересно, почему создаётся благоприятная среда для грызунов, почему город становится неопрятным и неухоженным.

Я сравнил предыдущий контракт с нынешним, сделал сводную таблицу из данных с интернет-площадки. Оказалось, что кратность некоторых видов работ по содержанию города сведена к нулю. Я задал вопрос на комиссии: кто это сделал? Этот человек молчал. Я спросил, это же вы? Он ответил утвердительно. Когда я поинтересовался причинами и основаниями, он снова не смог ответить.

Понимаете, такого низкого уровня профессионализма я не видел никогда. Возможно, с этим связано моё эмоциональное выступление. На самом деле оно не эмоционально, а по существу. Мы скоро войдём в зиму, и мне страшно, что будет.

Я вижу, как ремонтируют дороги, например, на моём округе. Где-то сократили ширину дорожного полотна. У меня уже есть жалобы от граждан, проживающих в СКЗ. В процессе ремонта уменьшили ширину дороги, где ходит много грузового транспорта. Зимой они и так еле разъезжаются. Как можно сократить ширину дорожного полотна в процессе ремонта, а не реконструкции?

Человек не понимает этого, не в состоянии контролировать работу подрядчиков. Я разговаривал с ними, они сказали, что из администрации никто не приезжает. Если раньше их строго контролировали, то сейчас к ним просто никто не приезжает.

Можете представить масштаб происходящей беды, если это спроецировать на весь город? Этот человек не в состоянии найти общий язык абсолютно ни с кем. Его профессиональные качества на нуле. И он сегодня занимает должность первого заместителя главы администрации города Петрозаводска, столицы Республики Карелия. Как он туда попал, для меня загадка».

Корреспондент «Черники» поинтересовался у Калько: может что-то личное между ним и Ершовым?

«Ничего личного нет. Скажу больше: когда этот человек пришёл, я с ним познакомился и даже пытался помочь ему по мере своих сил. Я старался обсудить некоторые вопросы по своему округу, но увидел, что кроме пустой болтовни ничего нет. Видимо, этих «лидеров» учат только этому. Я не увидел никакой конструктивной реакции.

Всё началось с того, что зимой, как вы помните, возили снег с города на стадионы. Когда в Соломенное на стадион начали возить снег, я сразу забил тревогу. Я приехал и лично сказал этим людям, что если они не прекратят, я вызову полицию. Мне сразу же позвонил Михаил Валерьевич Ершов и говорит, что у них определены какие-то точки. Я ответил, что мне всё равно, что у них там определено. В Соломенное, на мой округ, возить грязный снег не надо, иначе будут большие проблемы, в том числе у него. И чем быстрее он это поймёт, тем лучше для него.

Тогда он меня услышал, слава богу. Он пообещал, что мусор, который остался после снега (какое-то количество всё-таки привезли), они уберут весной. Я ему напоминал об этом, говорил: «Михаил Валерьевич, надо слово своё сдержать». В ответ снова пустая болтовня: «Да-да, конечно, мы всё сделаем» и так далее. В итоге этот мусор убирали местные жители. Понимаете, что происходит?

Это я вам сейчас о мелочах. Дальше — пожалуйста, вот вам контракт, город. Я такого грязного города на День города вообще не видел. Ко мне приезжали товарищи, друзья из Донецка. Мне просто стыдно было элементарно ходить. Мы гуляли по городу, и мне было стыдно. Донецк, несмотря на то, что там сейчас происходит, — это город миллиона роз, как вам известно. А Петрозаводск — это город миллиона нескошенных одуванчиков. Можете так и написать».

***

Нельзя не согласиться с Михаилом Ершовым, пришедшим работать в администрацию Петрозаводска в декабре прошлого года. Действительно, не он начинал транспортную реформу в столице Карелии. Если верить материалам прокурорской проверки и сообщениям республиканских СМИ – реформу начали совсем другие люди, имена и фамилии которых «Черника» обязательно назовет в своем расследовании. Продолжение следует…