Компания ГК SIMETRA представила очередной рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. Как заявляет ее генеральный директор, Владимир Шевцов, это научное исследование систем общественного транспорта, которое проводится во взаимодействии с администрациями российских городов на основе открытых данных. Рейтинг составлен на основе статистических данных о состоянии парка транспортных средств перевозчиков, тарифах, пространственно-территориального покрытия и конфигурации маршрутных сетей и прочих показателей.

Эксперты оценили ценовую доступность транспорта в Петрозаводске на 42 балла из 100, комфорт и удобство на 41 балл, функциональность транспортной сети на 57, физическую доступность на 57, а безопасность и устойчивое развитие на 40. По мнению экспертов компании, Петрозаводск опустился в рейтинге качества общественного транспорта с 71 места в 2022 году на 75 место в 2023 году. При том, что в списке всего 100 российских городов, от Москвы с Петербургом, до Нижнего Тагила и Уссурийска.

Конечно, кризис общественного транспорта в Петрозаводске виден многим горожанам. Экспертное исследование лишь его подтверждает. Правда, оно не отвечает на вопрос: кто в этом виноват?

Еще несколько цитат из выводов исследования, касающихся ситуации с городским транспортом по России в целом:

«Ценовая политика продолжает свой разбег: за год стоимость проезда поднялась в среднем на 3 с лишним рубля – от 27,7 до 31,8 рублей (рост на 15%). Оплата картами позволяет экономить, но здесь также наблюдается значимый рост: с 26,0 до 29,6 рублей (+14%). Рост среднедушевых доходов населения при этом составил порядка 28,7%. Отставание роста стоимости проезда при этом ставит в опасное положение предприятия-перевозчики. Своевременная индексация стоимости проезда в пределах социально обоснованных норм могла бы значительно поспособствовать в поддержании заработной платы персонала, хотя напомним, что в современной парадигме эффективность общественного транспорта лежит совсем не только в непосредственно собираемой проездной выручке».

«С большим опасением коллектив исследователей смотрит на продолжающийся со времен пандемийных ограничений тренд на увеличение интервалов движения. В этом году среднестатистический интервал на городских маршрутах прибавил еще 30 секунд и достиг психологического рубежа в 20 минут. Совокупный поток маршрутных транспортных средств также становится реже, частота появления любого маршрута на остановке в течение суток выросла: для того, чтобы дождаться транспорта теперь потребуется уже не 1,99, а 2,17 минут. Работа общественного транспорта в вечернее время при этом также заметно сократилась».

«Различные меры поддержки общественно транспорта фактически охватили уже все регионы страны, однако в каждом случае возможностями программ помощи пользуются по-разному. Остающийся как никогда актуальным недостаток профессионалов и специалистов на местах часто не позволяет вести самостоятельную плановую работу над улучшением качества сервиса».