Продолжаем изучать ситуацию, которая сложилась вокруг пассажирских перевозок на остров Кижи. С чьими именами теперь связаны транспортные компании, которые будут возить туристов на популярную локацию – в нашем расследовании.

Удивительно иногда разворачиваются события. Только редакция предположила, что рынку водных перевозок Карелии грозит монополия и повышение цен, как именно так и случилось.

Напомним: редакция «Черники» задалась риторическим вопросом – что, если мы решим заняться пассажирскими водными перевозками? Мы выяснили, что бизнес прибыльный, есть инфраструктура и туристический поток.

Вторая сторона медали обнаружила непростую ситуацию с арендой причальных мест, космическую арендную плату, исчисляемую миллионами, и жесточайшую конкуренцию. Мы пришли к выводу, что заходить в эту сферу – себе дороже.

Теперь мы просто наблюдаем, ведь ситуация оказалась интереснейшая.

Кто теперь рулит «Кометами»?

Состоялся аукцион на аренду четырех причальных мест в Петрозаводске. Заявились на нее четыре компании. Победителями вышли только две: ООО «Комета» и ООО «ТК Кижское ожерелье». Первой достался одним причал, второй – три.

ООО «ТК Кижское ожерелье» теперь в течение трех лет будет арендовать три причала на общую сумму 24 млн рублей в месяц. Ознакомиться, кстати, с цифрами можно на сайте КИТЦ в разделе Расчет цены повышения по лотам (на случай, если данные каким-то образом пропадут – они есть в распоряжении редакции). Примечательно, что на 2023 год компания работала в убыток, численность работников в том же 2023 году – ноль.

Вопрос, как будут исполняться обязательства перед арендодателем – по сути республикой Карелия, сдающей места в субаренду – оставим открытым до начала навигации.

Интересный факт

Занимательно, что обе компании связаны с именем Сергея Смородина – сына Вячеслава Смородина, крупного бизнесмена и бывшего депутата карельского парламента.

Посмотрим под лупой: ООО «Комета» находится под непосредственным управлением Алексея Кузьмицкого. Возьмем первое упавшее на глаз другое предприятие, которое с ним связано.

Этот же человек являлся, например, генеральным директором АО «Рыбинское пароходство». Учредителем этого акционерного общества было ООО «Рыбинский грузовой порт». Предприятие, конечно ликвидировано, но его учредителем был… Вячеслав Смородин.

ООО «ТК Кижское ожерелье» же напрямую учреждено Сергеем Смородиным.

Можно ли теперь сказать, что все пассажирские перевозки связаны с семьей Смородина? Можно ли это назвать монополией?

Окунаемся в прошлое – на 11 лет назад – и выясняем, что Вячеслав Смородин и Алексей Кузьмицкий действительно тесно связаны и уже попадали в поле зрения СМИ. Еще в 2014 году разгорелся скандал: тогда два предприятия ООО «Карелияфлот» и ООО «Экскурсионное бюро Карелия» не поделили пароход «Комета-7». Но уже тогда коллеги обратили внимание: «Алексей Кузьмицкий в прошлом возглавлял транспортную компанию «Кижское ожерелье», входящую в турхолдинг «Карелия» и находящуюся в зоне влияния известного в Карелии предпринимателя Вячеслава Смородина».  

Каков итог? Мы предполагали, что стоимость билета для пассажира может дойти до 15 тысяч рублей, зайти на рынок перевозок будет, мягко говоря, непросто. Судя по результатам аукциона, все к этому идет.

Комментарий специалиста. Все ли чисто?

Нашей редакции удалось пообщаться с подполковником полиции в отставке экс-заместителем начальника отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции (УЭБиПК) МВД по Карелии Андреем Малафеевым. Результатами розыгрыша специалист поражен. Но что больше всего его занимает – процедура проведения аукциона. Он нашел, как минимум, пять нарушений.

Не секрет, что при проведении аукционов составляется большое количество обязательных документов.  Все они не должны противоречить друг другу. Главенствует в этой системе закон, затем внутренняя документация, в которой прилагаются Извещения, Положения, Схемы и так далее.

В Извещение об аукционе включен перечень лотов с указанием номера места для стоянки судов. Всего четыре лота. Следите за руками:

ЛОТ № 1 место № 1 для стоянки судов;
ЛОТ № 2 место № 2 для стоянки судов (пассажирский причал № 3);
ЛОТ № 3 место № 3 для стоянки судов;
ЛОТ № 4 место № 4 для стоянки судов (пассажирский причал № 1).

В Схеме определения Места, а это неотъемлемая часть самого Извещения и вообще Документации об аукционе:

Пассажирский причал № 1 оказался в розыгрыше с местами № 1 и № 2
Пассажирский причал № 3 оказался в розыгрыше с местами № 3 и № 4

«При этом, при проведении аукциона организаторы поменяли места на схеме без внесения изменений в извещение и документацию», — комментирует собеседник.

Идем дальше. Аукцион, по закону о защите конкуренции, на право арендовать причалы (а в нашем случае это субаренда, ведь объект в федеральной собственности сдан в аренду республике, которая, в свою очередь, сдает его в аренду бизнесу) должен был проводиться в электронном виде, но торги проводились в очном формате.

Третье: помните, мы писали, что найти документы об аукционе не так-то просто? Специалист наше недоумение подтвердил. И это тоже нарушение. Кстати, документы по аукциону должны были быть размещены на официальном сайте торгов, чего Андрей Владимирович не обнаружил.

Четвертое: в Извещении и Документации об аукционе не указано, какие именно суда могут швартоваться и стоять у причалов – говоря юридическим языком «четко не следует предмет аукциона». Из того, что написано в дополнительных документах, можно сделать вывод, что швартоваться и стоять могут только пассажирские суда.

Пятое. Андрей Малафеев отмечает: провести сам по себе аукцион невозможно по тем правилам, которые установлены в Извещении. Торги были назначены на 3 марта в 10 утра. Перед этим участники аукциона регистрируются и получают карточку участника с номером. Комиссия выбирает аукциониста – того, кто оглашает, что разыгрывается, цену и шаг аукциона – участники должны подтвердить цену, подняв карточку со своим номером. Мол, да, мы можем себе лот позволить.

Напомним, всего заявлено четыре лота. В комиссию назначены пять человек.

«В извещение и документации об аукционе не указано время начала торгов по каждому лоту, т.е. претенденты на все лоты должны начать торговаться одновременно, что фактически невозможно при указанном количестве членов комиссии», — комментирует специалист.

Нашлись и другие нарушения, вроде отсутствия требований к печати и бланка, хотя закон этого требует.

****************
В целом, собеседник «Черники» (а мы вслед за ним) приходит к выводу, что по неведомой никому причине за государственную собственность, сданную в аренду региону, который сдает его в субаренду развернулась буквально борьба.

«Эта схема не нова. Один из участников забирает все за любую цену. Через некоторое время отказывается от договора, теряя в лучшем случае задаток по 1 млн рублей за каждый лот. Итог: конкуренты убраны. Они уже не смогут начать сезон, а ввиду специфики и его продолжить. Вот так происходят серые схемы по монополизации рынка, когда, теряя малое, получаешь много».

*****************

Можно ли сделать вывод, что рынок пассажирских водных перевозок накрыла монополия? В целом, можно. Можно ли считать, что аукцион провели с нарушениями? Судя по комментариям специалиста – вполне.

А ведь причалы даны Карелии под развитие туризма, а не развитие заработка местных гигантов бизнеса…