На днях глава Карелии Артур Парфенчиков сообщил, что сформирован оргкомитет по подготовке и проведению празднования 800-летия крещения карелов, которое будет отмечаться в нашей республике в 2027 году.

Этот комитет возглавил вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко, а соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Как пишет Артур Олегович:

«Многое нам уже удалось сделать к 100-летию республики благодаря ФЦП – в экономике, социальной сфере, транспортной инфраструктуре. А сейчас есть шанс получить новый инструмент реализации наших планов, теперь и по сохранению культурного и исторического наследия. Федеральное финансирование позволит отреставрировать наши старинные церкви, памятники архитектуры, музеи, создать духовно-просветительские центры, издать новые книги. Определить, какие конкретно объекты войдут в итоговый план мероприятий – наша задача на ближайшее время».

Новые деньги из Москвы – это хорошо, конечно. И чем больше – тем лучше. Но сам исторический повод для этого праздника вызывает очень большие сомнения. Ведь информации по нему почти нет. Лишь одна строчка в Лаврентьевской летописи Владимиро-Суздальской земли от 1227 года:

«Тогоже лета. Князь Ярославъ Всеволодичь. пославъ крести множество Корѣлъ. мало не всѣ люди».

И это все! Подробностей нет никаких, нет даже указания о том, где упоминаемое событие происходило. Хотя, например, все знают, что главный эпизод тогдашнего крещения Руси был именно в городе Киеве. А где крестили «почти всех» карелов? Напомним, что центр расселения племени корела располагался тогда на территории Карельского перешейка, туда же обычно ходили походами русские князья, воевавшие со шведами. То есть очевидно, что историческое событие, которое в 2027 году будет праздноваться в Республике Карелия, происходило за пределами ее территории. Уже парадокс.

Следующий вопрос касается того, сколько же тогда было крещено карел, живших на обширной территории Севера? «Множество» – эта фраза из летописи, тогдашнего официального пресс-релиза, она ни о чем не говорит. Скорее всего, собрать смогли лишь представителей местной знати и тех, кто попался под руку. Думается, в конце 1227 года большинство тогдашних карелов просто не были в курсе того, что они уже христиане и православные.

А на каком языке князь Ярослав Всеволодович объяснил только что крещенным людям основы христианского учения? На карельском? Это вряд ли. А русский язык тогда могли понимать очень немногие представители родовой знати и торговцы, общавшиеся с русичами. Тогда как без собственной письменности эти люди, жители вечно воюющего пограничья, могли усвоить элементарные христианские заповеди? «Не убий», «не укради», да и хотя бы даже и «не прелюбодействуй». О «Символе веры», который вообще-то должен знать наизусть любой православный, и говорить нечего. В оправдание, правда, можно заявить, что его и сейчас очень многие из людей, называющих себя православными, не знают. Или даже о нем не слышали.

Впрочем, а почему мы говорим о князе Ярославе Всеволодовиче? Ведь в крещении-то он был Федором! То есть даже русская «элита» того времени еще не вполне изжила двоеверие, что уж там говорить о широких народных массах!

Подводя итог, можно констатировать, что через несколько лет в нашей республике будет отмечаться событие, о котором почти ничего не известно. Конечно, можно утверждать, что оно может считаться неким символом, когда карелы неразрывно связали свою судьбу с Россией. Но тоже не факт. И потом были и восстания карельского населения, и множество других неоднозначных событий.

Если же быть точным, карелы тогда были связаны лишь с Новгородом. Олигархической, боярской «республикой», паразитировавшей на хищнической эксплуатации своих окраин и вывозившей полученные таким образом товары в Европу. А в состав русского государства карелы вошли намного позже, когда территория, подчиненная Новгороду, была силой присоединена к Великому княжеству Московскому.

Естественно, для карельской епархии РПЦ этот юбилей имеет очень большое значение, он позволяет рассчитывать на щедрое бюджетное финансирование строительства и ремонта целого ряда своих объектов. Но очень хотелось бы, чтобы перед этим юбилеем вспомнили бы о самих виновниках торжества – карелах. Сразу надо оговориться, что церковь или часовенка есть уже в каждой карельской деревне. Возрождению деревни это почему-то помогает мало. Поэтому – может, на что-нибудь другое денег дадите?

Новая часовня. Фото: Надежда Васильева
Предыдущая статьяПесок, потенциально зараженный сибирской язвой, снова добывают в Петрозаводске
Следующая статьяСлова о «карельской армии фашистов» возмутили олончан
Журналист и блогер. Успел побывать - рабочим нижнего склада Олонецкого леспромхоза, солдатом Группы советских войск в Германии, машинистом котельной, учителем истории, корреспондентом газеты "Олония", помощником депутата Жореса Алферова, депутатом Законодательного Собрания Карелии двух созывов.