К сожалению, никто из представителей карельского правительства не принял участие в работе IV ежегодного форума «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», состоявшемся в понедельник в Москве. Заявленными целями мероприятия были обсуждение эффектов реализованных мер по улучшению деловой инвестиционной среды, определение причин, мешающих достижению результатов, прежде всего, на региональном уровне, поиск новых решений по изменению инвестиционного климата в России и формулирование направления дальнейшей работы. Эта тематика неоднократно заявлялась в качестве приоритетной в деятельности экономического блока правительства Карелии, но говорить об эффективной, последовательной и систематической работе по указанному направлению не приходится.
Только два месяца назад, в середине сентября этого года, были полностью выполнены требования Регионального инвестиционного стандарта, в то время как большинство российских регионов справились с этой работой к 31 декабря 2014 года. В обстоятельствах очевидной потери темпа предельно формально стартовал этап организации и проведения мониторинга результатов внедрения Инвестстандарта. Методические рекомендации по осуществлению этой работы (разработанные Агентством стратегических инициатив (АСИ)) были направлены в регионы еще … 8 сентября 2014 года, но официальные лица республики предпочли и предпочитают их не замечать. До настоящего времени министерством экономического развития Карелии не подготовлен, а главой республики не утвержден План мониторинга, содержащий перечень подлежащих проведению мероприятий, сроки их проведения, ожидаемые результаты, а также ответственные за их проведение. Нет плана – нет конкретных мероприятий – нет ответственных.
Со стороны АСИ предполагается, что мероприятия мониторинга будут направлены на выявление положительной или отрицательной динамики с момента признания соответствующего положения Инвестстандарта выполненным. И исходя из установленных изменений, должны быть предусмотрены мероприятия «по совершенствованию соответствующих процессов и/или институтов». Очевидно, что в республике уже полностью нарушена периодичность проведения мероприятий мониторинга, большинство положений которого необходимо было тестировать один раз в квартал, начиная с 1 января 2015 года.
В конечном счете все это негативно скажется на позициях республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в российских регионах. Не тайна, что выявленные рейтингом-2015 «узкие места» в первую очередь связаны с административными процедурами (оценочной деятельностью, налоговым администрированием, регистрацией собственности) и получением разрешений на строительство и подключение к электросетям. Отсутствие обратной связи не позволяет предметно выделить то, что должно быть подвержено совершенствованию или полному реформированию.
Именно о подобных случаях на Московском форуме говорил помощник президента России Андрей Белоусов. Хотя его слова касались проблем, выявленных в ходе «контрольных закупок» на одной из таможен российского Северо-Запада, общая конструкция является абсолютно универсальной: «Требуется разобраться, единичный ли это случай или типовой. Выяснить, насколько часто предприниматели сталкиваются с подобными проблемами. Тогда мониторинг реализации … станет эффективным инструментом в правоприменительной практике».
Стоит отметить, что из уст Белоусова прозвучали еще одни важные слова: «Дорожные карты снижения административных барьеров в прежнем формате исчерпали себя. Некоторые дорожные карты АСИ продолжать не имеет смысла … Сейчас главное – правоприменение: нужно оперативно реагировать на ситуацию, внося изменения; а пока внесешь изменения в карту, потонешь в согласовании». Такая констатация предельно актуальная для Карелии, где, например, процедуры оценки так называемого «регулирующего воздействия» находятся в аховом состоянии. Фактически отсутствуют публичные консультации и учет мнений заинтересованных групп при проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, а значит нет полной картины по структуре выгод-издержек, целесообразности, адекватности и осуществимости региональных управленческих решений, затрагивающих предпринимательскую деятельность.
Конечно, обсуждаемая тематика – иллюстрация трудоемкой работы, на которой сложно набрать политические очки, но без последовательного выполнения которой нет оснований надеяться на приток долгожданных инвестиций и формирование понятной и дружелюбной к предпринимательству среды. А ведь уже требуется искать ответы на принципиально по-новому сформулированные вопросы. От чего будет зависеть успех привлечения инвестиций в ухудшающихся макроэкономических условиях? Какова роль Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах Российской Федерации в изменении республиканской бизнес-среды? Какие конкретные шаги необходимо предпринять в 2016 году? В каких формах будет продолжена совместная работа бизнеса и власти?