Всероссийская акция «дальнобойщиков», затронувшая 11 ноября и Карелию, стала первым звоночком федеральным властям о том, что гражданский протест в стране может вылиться в неконтролируемые ими формы. Попытки карельских полицейских предотвратить пикет на федеральной трассе «Кола» оказались попросту незамеченными водителями фур, которые утром выстроили свои машины на автодороге Санкт-Петербург – Мурманск неподалеку от поста дорожно-патрульной службы. Часть «дальнобойщиков» отправилась колонной по Петрозаводску, почти парализовав на какое-то время движение транспорта на самых оживленных городских магистралях.
То, что до сих пор можно было увидеть только в телевизионных репортажах из «политически чуждой» российским властям Европы, где забастовки водителей грузовиков, железнодорожников и даже полицейских давно стали привычным способом борьбы за трудовые права, докатилось теперь и до карельских болот. «Дальнобойщики» оказались первыми, кто решился на масштабное проявление недовольства, не слишком укладывающееся в рамки федерального законодательства, которое с каждым годом все больше ограничивает россиянам свободу выражения их гражданской позиции.
Примечательно, что нынешняя акция была организована самими водителями, объединившимися в свои клубы и инициативные группы, и это отличает ее от забастовок европейских «дальнобойщиков», где первую скрипку играют, как правило, профсоюзы. Рассчитывать на то, что российские профсоюзы, которые давно тесно сплелись с властью, отважатся на конфликт с государством, наступающим на социальные права трудящихся, не приходится, поэтому все общероссийские профсоюзные акции протеста напоминают, скорее, праздничные демонстрации, чем серьезные выступления в защиту интересов людей наемного труда или частного предпринимательства.
Российские «дальнобойщики» устроили пикеты на автомагистралях по всей стране, требуя от правительства Дмитрия Медведева отменить сбор за проезд по федеральным трассам для грузовых машин массой свыше 12 тонн, который, как утверждают водители, разорит не только их, но и многих граждан, поскольку приведет к резкому росту цен на продукты и другие товары. Достаточно сказать, что по постановлению правительства РФ, размер платы, который предполагается взымать с водителей фур с 15 ноября нынешнего года, составляет 1 рубль 53 копейки за километр, а с 1 марта следующего года он вырастет до 3 рублей 6 копеек. Кроме того, каждую фуру придется оборудовать системой спутникового контроля, чтобы можно было отслеживать маршрут передвижения грузовика.
На обочинах федеральных трасс 11 ноября выстроились сотни большегрузных машин. В акции на дороге «Кола» в окрестностях Петрозаводска приняли участие около полусотни фур. Если правительственные чиновники не прислушаются к требованию «дальнобойщиков», те грозят объявить двухнедельную забастовку, а в условиях ухудшения социально-экономической обстановки, урезания бюджетных затрат и попыток властей получить дополнительные поступления в казну за счет малого бизнеса пример водительской солидарности может оказаться заразительным и для других отраслей.