Карельский регоператор “Автоспецтранс” стал монополистом в сфере транспортирования отходов в Олонецком, Питкярантском, Сортавальском и Лахденпохском районах. Как  местные перевозчики приняли неизбежность, мы уже рассказывали. 29 ноября по инициативе администрации Олонецкого района состоялась встреча с участием директора «Автоспецтранса» Ивана Новикова, двух его заместителей, глав поселений, а также специалистов районной администрации в сфере ЖКХ. Иван Новиков отвечал на вопросы полтора часа.

Площадка должна быть, а как — не моя забота

Олонецкий район разделён на девять поселений: одно городское и  восемь сельских. В пяти сельских поселениях организован мешковой сбор ТКО. “Для нас это очень хорошо, — заявила глава Туксинского поселения Инн Корнилова. — Машина подъезжает к каждому дому, индивидуальному и многоквартирному, мусор забирает. Нет вот этих свалок. У нас все четко знают: мусор вывозится в понедельник. Утром [мешки] выставляются”. Согласно кивали головами и ее коллеги.

— Если у группы домов появится контейнер, равный объему, который вывозился мешками, чем это плохо? Это механизированный, более цивилизованный, правильный способ накопления отходов, — отреагировал Иван Новиков.

— Мы должны делать площадку, — обозначила последствия глава Мегрегского поселения Алевтина Козлова.

— Но это, извините, уже не моя забота! — пожал плечами директор регоператора. — Площадка должна быть. Первое, что мы можем сделать, это поставить контейнеры. Потом мы не будем вас торопить с обустройством этой площадки. Какой срок? Давайте вместе определять. Если мы сейчас расставим контейнеры и это будет болезненно — от вас негатив, от населения негатив, то нам этого, конечно, не надо.

Такое ощущение, что [из-за] нежелания создавать контейнерные площадки, нести определенные расходы и затраты, в том числе на ее содержание, вы выставляете требование, чтобы я  к каждому дому подъезжал и забирал. Каждый дом тоже хорошо. Это может быть индивидуальный выкатной контейнер. Правила накопления ТКО тоже такое предусматривают. Но давайте как-то цивилизованно. Пакеты есть пакеты. В других населенных пунктах нам говорят: пакеты разносят птицы, собаки. Люди используют пакеты разной плотности. Порой пакеты рвутся до того, как их донесут до места. Есть разные моменты.

— В Туксе с одной стороны речка, с другой — дома, — подключился к разговору глава райадминистрации Вадим Мурый. — Проблема не в том, что мы отказываемся (оборудовать контейнерную площадку. — Прим. авт.). А в том, что по СанПиНам не помещаемся. Не согласуют ни Роспотребнадзор, ни прокуратура.

— Это кому-то во двор надо ставить контейнер, — заметила Инна Корнилова.

— Я сторонник того, чтобы попробовать, попытаться, — настаивал Иван Новиков .—  Есть разные механизмы: есть пакетный сбор (он законен), есть контейнерная площадка, есть выкатные контейнеры. Давайте вместе разбираться и смотреть, чтобы это было красиво и цивилизованно. Чтобы люди увидели: с переходом на собственное транспортирование качество изменилось, и к нам замечаний не было.

— У нас есть несколько деревень, где на зиму остается по два-три человека. — беспокоилась глава Коверского поселения Надежда Шерстнева. — Контейнер, возможно, не заполнится и за всю зиму. Вы пойдете навстречу, если в таких деревнях оставлять мешковой сбор?

— Контейнеры закуплены, частично уже отправлены сюда. В течение декабря мы заменим старые металлические по 0,75 куба на современные пластиковые контейнеры ёмкостью 1,1 кубометра. Совместно с каждым главой отработаем по каждому населенному пункту. Там, где целесообразно поставить контейнеры, мы поставим. [А пока] оставим действующий метод накопления и будем согласовывать с вами срок перехода на контейнеры. Мы с вами совместно будем определять эволюционное развитие способов накопления и вывоза в Олонецком районе, — заверил Иван Александрович.

Сортавальские приоритеты

Надежда Шерстнева и Татьяна Христофорова. Фото: Юлия Орехова

Уборка контейнерных площадок — настоящая беда для глав поселений, особенно зимой, когда площадки нужно чистить от снега. Наем трактора — дорогое удовольствие.

Регоператор занимается только вывозом ТКО и уборкой того мусора, который просыпается во время погрузки, четко обозначил Иван Новиков. Он твердо уверен: содержание площадок с контейнерами — обязанность районной администрации.

— Максимум, что может сделать район для сельских поселений,—  это построить контейнерные площадки в случае, если нам будет выделена субсидия, бюджетный трансфер. На сегодня его нет, — пояснила специалист управления ЖКХ Татьяна Христофорова. —  В Минприроды спрашивала, как нам получить эти деньги. Заявку мы подавали, всё рассчитывали, средства обозначили.. Мне сказали, что на 2022 год выделены средства в размере 20 миллионов рублей только на Сортавалу. (Иван Новиков уточнил: уже 18 млн руб. — Прим. авт.) Мы тоже ждем этих денег. Как только поступят, софинансируем и строим площадки на территории всего района.

Покупайте евроконтейнеры сами

Татьяна Степанова (в центре). Фото: Юлия Орехова

— Юрлица сами закупают контейнеры. А муниципальные бюджетные учреждения? — спросила Татьяна Степанова.

— Наша задача максимально быстро перейти [с металлических на пластиковые контейнеры], — ответил директор “Автоспецтранса”. — Однозначно, юрлица приобретают. Мы предлагаем рассрочку и даже аренду. Для муниципальных учреждений можем предусмотреть льготные условия. Примерная стоимость евро-контейнера 1,1 куба в зависимости от конструкции — 15-20 тысяч рублей. По практике Петрозаводска и Сортавалы мы основной поставщик контейнеров.

Кому “эволюция”, а кому — “социальный взрыв”

— Специфика сельского поселения такова, что у нас много узких улочек. Контейнеры расположены так, что к ним не вся техника подъедет. Как будет решаться этот вопрос? Это будет укрупнение контейнерных площадок? — спросила глава Видлицкого поселения Татьяна Степанова.

— Скорее всего будем усреднять, — пояснил начальник олонецкого участка “Автоспецтранса Евгений Неборский. — Там, где узкие проезды, снимать контейнеры и добавлять ближе к перекресткам, где можно нормально подъехать.

— Когда на протяжении нескольких лет жители пользовались контейнерной площадкой, а теперь вдруг [ее перенесут] с одного конца улицы, где живут практически одни пенсионеры, на другой, мы получим социальный взрыв, — предположила Татьяна Степанова.

— Процесс захода регионального оператора будет эволюционным, — заверил Иван Новиков. — Мы хуже делать точно не будем, будем делать лучше. Мы будем помогать в решении ваших задач. В Сортавале не на что на нас пожаловаться.

Что касается техники, то в Олонецком районе будут работать три новых мусоровоза.

Кто будет платить за туристов?

— В Видлицком сельском поселении проблема не одного года — это огромный приток туристов в весенне-летний период, — обозначила следующую тему Татьяна Степанова. — Мы просто погибаем от мусора. Есть ли возможность изменить график вывоза мусора либо оборудовать именно на этот период какие-то места накопления мусора вблизи региональной дороги. И кто будет платить за туристов?

Иван Новиков предложил установить бункеры ёмкостью от 20 до 36 кубов и пообещал взять расходы на себя. “А в отношении компенсации такое сегодня обсуждается на уровне правительства, — уточнил он. — Это поручение главы, Чепика. Они с Минприроды на своем уровне обсуждают, как нам компенсировать дополнительные объемы. Это точно не затраты населения и органов местного самоуправления. Наша задача качественно оказывать услугу. Там, где это возможно, поставим бункеры. Там, где нет, увеличим периодичность вывоза”.

“Это не наш бизнес — ловить недобросовестных отходообразователей”

Долго и подробно Иван Новиков разъяснял, что такое строительные отходы, почему за их вывоз надо платить отдельно. Специалист районной администрации Татьяна Христофорова спросила о наболевшем:

— Территориальной схемой установлен достаточно маленький перечень строительных компаний, которые платят именно за строительные отходы. Это в основном крупные застройщики Петрозаводска. Подскажите, как нам быть с предпринимателями, у которых оформлены виды деятельности, как строительство, которые платят какой-то налог, но не платят за мусор, образующийся в результате их деятельности. Уже ловили таких предпринимателей, которые выгружали строительные отходы на контейнерные площадки. Может, подскажете, как вести с ними борьбу?

— Это не наш бизнес — ловить недобросовестных отходообразователей, — ответил руководитель регоператора. — Есть официальные органы: Минприроды и ГКУ РК “Карелприрода”. Проблема колоссальная. Но наша задача подсвечивать, информировать. Мы не можем подменять органы государственной власти.

Светлое будущее. Версия от Ивана Новикова

Иван Новиков. Фото: Юлия Орехова

Иван Новиков нарисовал оптимистичную картину. Далее — цитируем.

Значит, будет! “В Карелии [раздельный сбор] обязателен с 1 января 2024 года. Сейчас мы внедряем раздельное накопление отходов в рамках эксперимента. Такой услугой мы охватили один микрорайон в Петрозаводске.  В Сортавале ведем переговоры с местным энтузиастом, который создал места накопления картона, имеет базу для того, чтобы эти отходы обрабатывать и направлять на переработку. Мы создали отдел по раздельному накоплению отходов. Есть сотрудник, который профессионально этим занимается. Собственная инвестиционная программа предусматривает введение раздельного накопления в районах. С 2024 года внедряется дуальная система: отдельно сухие отходы (бумага, стекло, пластик и так далее) и отдельно влажные органические отходы”.

Питкяранта, жди! “Согласно скорректированной инвестпрограмме мы определили три сортировочные станции. В Питкяранте, Сегеже и Прионежском районе будут установлены сортировочные комплексы мощностью 25 тысяч тонн входящего потока на обработку ТКО. Первая линия появится скорее всего в Питкяранте. Уже заключили контракт [на поставку оборудования], заплатили аванс крупнейшему производителю — “Экомашгруп” — лидеру по производству такого оборудования”.

Синхронизируем/утилизируем миллионы рублей! ”Что касается экотехнопарка. Инвестор — ООО “МЦЕ Инвест Рус” 1 марта заключил концессионное соглашение с правительством Республики Карелия. Объем инвестиций — полтора миллиарда рублей. В Прионежском районе уже спроектирован, проходит экспертизу объект — мусоросортировочный комплекс на 200 тысяч тонн, полигон для размещения неутильных фракций. Сортировочный комплекс будет в автоматическом режиме сортировать гигантское количество фракций.

Также в проработке находится строительство биогазовой станции стоимостью 500 миллионов. Выход на проектные мощности — 2024 год, синхронно с внедрением раздельного накопления. Органика отдельно, поскольку она идет на биогазовую станцию, где выделяемый в процессе компостирования газ — метан очищается, перерабатывается в тепловую, электрическую энергию”.

Освоим 100 гектаров! “На соседнем участке с действующим полигоном, который принадлежит городскому муниципальному предприятию “Автоспецтранс” в местечке Орзега Прионежского района, переводится из гослесфонда для этих целей порядка ста гектаров в земли промышленности. Прошли публичные слушания. Проектная документация подана на государственную экологическую экспертизу. Стандартный срок экспертизы  — 60 плюс 30 дней. После этого будем проходить градостроительную экспертизу, получать разрешение и строиться”.

Перегрузим, пересортируем, перевезём! “Согласно терсхеме в Олонецком районе предусмотрена мусороперегрузочная площадка. Это некий перевалочный пункт, когда малыми мусоровозами собираются из населенных пунктов отходы, привозятся на перегрузочную площадку, частично сортируются. Строительные отходы откладываются, дробятся, превращаются в щебень, щепу — то, что можно использовать на месте. Досортировывается органика, если в нее попал процент брака. И двумя потоками более вместительными машинами — щеповозами, бункеровозами с системой подпресовки — привозится на единый объект — в экотехнопарк”.

Не скажу, потому что нечего! “Мусороперегрузочная площадка должна быть оборудована до 2024 года. В отношении ее локации пока не скажу, потому что выбираем. Пригодной земли очень мало в Карелии. Это должны быть земли промышленности. Пока выбираем оптимальный вариант, чтобы логистика работала на нас. Нужно до двух гектаров. У нас есть в Олонецком районе участок в аренде. Но мы думаем”.

“Красиво и идеально”

“Никаких изменений не должно быть, кроме как в сторону улучшения качества оказания услуг, — заявил Иван Новиков. — Переход на собственное транспортирование будет эволюционным в течение декабря. Никто ничего не должен заметить. Всё должно быть красиво и идеально”.

Насколько “красиво и идеально” получится, пока судить сложно. Сейчас ясно только одно: районному и сельским бюджетам, а также другим потребителям предстоят незапланированные расходы. Так и осталось непонятным, кто будет убирать контейнерные площадки, особенно зимой.

Уверенный в себе, в силах “Автоспецтранса” и сомнительного, на взгляд журналистов, инвестора — ООО “МЦЕ Инвест рус”, Иван Новиков обрисовал заманчивое будущее. Срок его наступления — 2024 год. За 2-3 года Карелия должна уйти от традиционных свалок и прийти к раздельному сбору ТКО. Вы в это верите?