26 января Госдума вернется к обсуждению законопроекта о реформе местного самоуправления и определит его дальнейшую судьбу. Судя по раскладу голосов, уже можно говорить, что регионы ждут действительно серьезные перемены, кардинально перестраивающие систему местной власти.
Напомним, что авторами законопроекта выступили два депутата — бывший соратник Бориса Немцова по СПС, а ныне единоросс Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. Они предложили полностью упразднить двухуровневую систему местного самоуправления. То есть после принятия законопроекта в нашей республике будут ликвидированы все существующие городские и сельские поселения. Это значит, что больше не будет выборов депутатов в советы этих поселений, не будет самих глав поселений и отдельных бюджетов этих поселений тоже не будет.
Останутся только округа – городские (Петрозаводск и Костомукша) и муниципальные. Последние – это бывшие муниципальные районы. Основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года, а одноуровневая организация МСУ будет вводиться в течение шести лет – до 1 января 2028 года.
По меньшей мере, очень спорная идея, особенно для северных регионов. Если небольшие по территории Сортавальский или Лахденпохский районы еще можно безболезненно превратить в муниципальные округа, то что произойдет с управляемостью в Лоухском или Муезерском районах? Там расстояние между поселением и райцентром может составлять до сотни километров, при том, что регулярное автобусное сообщение, существовавшее при социализме, давно уничтожено. Многим избирателям даже просто достучаться со своими проблемами до главы своего муниципального образования будет сложно.
При этом в таких непростых условиях наличие главы сельского поселения, способного принять решение на месте, и депутатов, представляющих интересы жителей, имело важное значение. Поэтому утверждения сторонников законопроекта Крашенинникова–Клишаса о том, что «законопроект направлен на повышение гарантий прав граждан на местное самоуправление» выглядит просто издевательством над здравым смыслом. Кто теперь будет брать на себя ответственность за ситуацию в отдаленных поселках и деревнях? Не назначенные же старосты смогут это сделать. Не имеющие ни прав, ни полномочий, ни своего бюджета, пусть даже самого нищего.
Конечно, социальная деградация и отток населения из карельской глубинки идет и так, по объективным экономическим причинам, присущим российскому периферийному капитализму. Но грядущая реформа местного самоуправления ускорит его еще больше.
Что останется от принципа выборности местного самоуправления? Лишь право жителей выбирать депутатов муниципального округа (бывших депутатов райсовета). И все. Вряд ли у исполнительной власти республики и партии «Единая Россия» хватит ума вернуть всенародные выборы глав муниципальных округов, что законопроект Крашенинникова–Клишаса пока еще допускает. Хотя это бы прибавило как авторитета новым муниципальным образованиям, так и придало бы системе власти в Карелии больше устойчивости.
С другой стороны, вспомним, что сейчас в Карелии существует 21 городское и 85 сельских поселений. Это сотня с лишим глав поселений и более тысячи депутатов. Людей, облеченных доверием своих земляков. Удивительно, но ни один орган местного самоуправления, ни один Совет до сих пор публично не высказался по поводу перспективы своей собственной ликвидации. Тишина… В этой связи возникает закономерное подозрение: а может, Крашенинников с Клишасом правы? Если местное самоуправление в таком виде не может защитить само себя, то значит, его существование и не нужно, и не требуется?