Жители Карелии возмущены введением комиссионного сбора с населения за оплату ЖКУ в кассах «Единого расчетного центра». Депутаты карельского парламента предложили Минстрою РК отменить поборы.

Наглость

1 декабря АО «Единый расчетный центр» ввел комиссионный сбор при оплате услуг ЖКХ через кассу в четырёх районах республики. Прочитав об этом в квитанциях, жители возмутились. «РКЦ» страх потерял», «жирующий посредник хочет стать еще жирнее» — написали администраторы группы «Лахденпохья навсегда» на сайте «ВКонтакте». «Наглость через край льется», — поддержали их читатели в комментариях.

Скрин поста в группе «Лахденпохья навсегда»

 

Недовольны введением сбора и в Олонце: «Должников, наверно, много, решили с тех, кто платит вовремя, содрать побольше, это легче, чем работать с теми, кто не платит»; «они же и так получают своё с тех, для кого собирают деньги. Это их работа. Они хотят второй раз поиметь денег за одно и то же?»

Скрин поста в олонецкой группе «Чтобы лучше было жить»

Посредник хочет денег

АО «ЕРЦ» создано правительством Карелии 14 лет назад. Уставный капитал акционерного общества — 483 тысячи рублей. Учредитель — Министерство госсобственности и природных ресурсов РК. Компания выступает посредником между потребителями ЖКУ (населением) и УК, ТСЖ, ТСН, а также ресурсоснабжающими предприятиями. 

В большинстве районов республики расчетный центр организовал сбор платы за ЖКУ, заключив договоры с Почтой России и Сбербанком. А в Суоярви, Лахденпохье, Сортавале и Олонце за «коммуналку» можно заплатить через кассы «ЕРЦ». Плату за ЖКУ в них до недавнего времени брали без всякой комиссии. Это удобно в том числе для тех пожилых людей, которые не умеют пользоваться интернетом. Однако с 1 декабря расчетный центр ввел комиссионный сбор за наличный расчет через кассу. Почему? Законно ли это?

По инициативе депутата Александра Федичева 11 декабря комитет по ЖКХ Законодательного собрания Карелии рассмотрел вопрос об обоснованности установления АО «ЕРЦ РК» комиссии в 1% при оплате ЖКУ наличными. По мнению депутата, сбор прежде всего ударит по кошелькам пенсионеров.

Сергей Яляев. Фото: личная страница «ВК»

Пояснения давал и.о. гендиректора «ЕРЦ» Сергей Яляев. По словам Сергея Валерьевича, за 2019 год центр сработал с убытком в 20 млн руб. В то же время независимые источники сообщают совсем другие цифры, гораздо меньшие: «За 2019 год доход организации составил: 67 578 000,00 руб., расход 66 809 000,00 руб.».

Сергей Яляев заметил, что сейчас в «ЕРЦ» 170 сотрудников, планируется сократить численность штата до 80–90 человек. (По данным независимого источника, на 01.01.2020 года среднесписочная численность сотрудников — 91 человек.)

Чтобы предприятие приносило прибыль, нужно внедрить единый платежный документ по всей республике, тогда услуга по сбору и начислению платежей будет минимальной для всех, считает Сергей Яляев. Введение комиссионного сбора Яляев объяснил желанием сократить расходы, чтобы вывести предприятие на безубыточную деятельность, и сослался на 103-й федеральный закон, который это позволяет. «Хотите по старинке пообщаться с кассиром? Кассир стоит денег», — заявил Сергей Яляев и подтвердил слова цифрами: «Одна касса обходится в 130 тысяч рублей в месяц, если есть эквайринг, без эквайринга, только наличные — примерно в 57 тысяч рублей в месяц».

Как пояснил Сергей Валерьевич, ввести комиссионный сбор в 1% вынуждает экономическая ситуация. «Бесплатной работы не бывает», — сказал он.

Наличный расчет дороже

Журналисту «Черники» ситуацию прокомментировала заместитель генерального директора «ЕРЦ» Виктория Коптюхова:

«Исполнитель ЖКУ по закону обязан обеспечить прием платежей в наличной и безналичной форме и не обязан и не имеет даже права обеспечивать это безвозмездно, потому что не может входить в экономически обоснованный регулируемый тариф комиссионное вознаграждение платежных агентов. Наряду с другими платежными агентами расчетный центр принимает платежи за комиссию. Стоимость комиссионного вознаграждения в наличной форме у нас самая низкая.

До первого декабря у нас была возможность принимать платежи без комиссии. На сегодняшний день политика предприятия и расходная составляющая на эту услугу не позволяют этого делать. У нас есть определенные виды расходов, та же самая инкассация… Инкассация достаточно дорогостоящее мероприятие. И неважно, 10 рублей вывезли или 10 миллионов.

Условия современности диктуют, чтобы потребители больше переходили на электронные платежи.

И за последнее время в условиях пандемии снизилось количество людей, которые приходят в кассы. Национальная политика ведет к тому, чтобы проводить любые виды оплаты электронным способом. Такой вид деятельности [как наличный расчет] становится дороже. В каких-то местах мы вынуждены ограничивать время работы касс. Весной, когда был большой рост заболеваемости, мы закрывали и кассы, и абонентские отделы. Это простои. Такая экономическая составляющая ложится на предприятие.

Управляющая компания заказывает у нас биллинговую услугу по начислению, расчету, перерасчету платы, печати и доставке платежных документов, претензионно-исковой работе.

Мы могли бы и закрыть кассы по приему платежей. Но на сегодняшний день в этих пяти районах есть потребность в кассах. Предприятие не может работать в убыток. Все затраты должны возмещаться».

Давай, может, до свидания?

Итог обсуждению ситуации с комиссионным сбором подвел председатель комитета по ЖКХ Леонид Лиминчук:

«Конечно, понятно, что любое финансовое бремя для населения в современных экономических условиях — это крайне негативное решение, которое можно принять. Здесь Сергей Валерьевич, скорее всего, идет по пути выживания предприятия. С другой стороны, мы уже неоднократно к этому вопросу обращались. Сама функция, миссия АО «ЕРЦ» за последние годы стала размытой. В этом основная причина того, что предприятие балансирует на грани выживания от убытков многомиллионных. Где перспектива АО «ЕРЦ» в будущем? Я по крайней мере сейчас ее не ощущаю. Здесь нужно задать вопрос Минстрою и, может быть, вице-премьеру по инфраструктуре, чтобы они определились: вы мучаете АО «ЕРЦ», нужно нам это предприятие, или мы просто уйдем к нормальным банковским агентам? Сейчас, возможно, пришло время сказать «до свидания»?

Парламентский комитет принял решение обратиться в Минстрой Карелии с предложением отменить взимание АО «ЕРЦ» комиссии в 1%.

***

«ЕРЦ» — посредник между нами и компаниями ЖКХ, который собирает наши деньги и передает их тем, кто оказывает нам услуги. По словам директора олонецкой УК, это удобно, поскольку у «управляшки» нет дополнительных средств на зарплату кассиру, обустройство рабочего места и т.д. Но почему проблемы посредника-госпредприятия должны решаться за счет совсем не богатых жителей карельской глубинки, где запредельные цены на ЖКУ?

Предыдущая статьяБессильное самоуправление даже сарай не может снести
Следующая статья«КАК ЛИСА У ЗАЙЧИКА ИЗБУШКУ УКРАЛА». История законопроекта о «детях войны»
Юлия Орехова
В 2006 году окончила филфак ПетрГУ. В журналистике 10 лет. Начинала в частной газете "Олонецкие соседские вести" корреспондентом, затем работала редактором. Газету читатели любили, а власть побаивалась. Сейчас её очень не хватает в Олонце. С 2011 по 2019 годы работала корреспондентом районной газеты "Олония". Из-за разных взглядов с руководством района, какой должна быть журналистика, была уволена по сокращению штата. Член Союза журналистов России.