Александр Степанов

Александр Степанов

Журналист и блогер. Успел побывать - рабочим нижнего склада Олонецкого леспромхоза, солдатом Группы советских войск в Германии, машинистом котельной, учителем истории, корреспондентом газеты "Олония", помощником депутата Жореса Алферова, депутатом Законодательного Собрания Карелии двух созывов.

Недавно российский короткометражный сатирический фильм «Картина» режиссера Сергея Кальварского победил на фестивале Festigious в Лос-Анджелесе, взяв два приза в номинациях – «лучшая комедия» и «лучшая режиссура» в коротком жанре.

Незамысловатая, простенькая и смешная «Картина» рассказывает о художнике Ване Преображенском, которому по госзаказу поручили написать полотно с библейским сюжетом для официозной выставки «Сохранение ценностей». Но Ваня нарисовал как мог, как видел… «Нет, не норм!» — говорит его старший товарищ, ответственный за организацию выставки и задвигает картину в угол, в надежде, что там ее никто из важных лиц не заметит. Это не помогает, посетившая выставку депутат Госдумы Татьяна Нагибина, фанатичная поклонница духовных скреп, картину таки увидела. Прототип данной героини легко угадывается. В ее кабинете портрет Николая II, а когда помощник депутата, похожий на Дмитрия Пескова, говорит, что давно не было у нее никакой инициативы, она отвечает: «Даст Бог, будет у нас инициатива. Господь управит».

В-общем, депутатша «нехорошую» картину Вани замечает и у нее начинается истерика. Она инициирует проверку прокуратуры, выступает в СМИ, мобилизует православную общественность. В адрес художника поступают угрозы, а затем его мастерскую просто поджигают. Впрочем, разгорающийся скандал приносит Ване Преображенскому как проблемы, так и огромную известность, о которой он никогда не мечтал.

В конце короткометражки адвокат, к которому он обратился за помощью, говорит: «У вас скоро за рубежом пойдут выставки, вы еще спасибо скажете нашим депутатам. В современной России сейчас лучше, чем государство, художников никто не продвигает». В финале в дверях появляется Шнур, посылающий всех по матери…

Саму картину Вани создатели фильма зрителю так и не показали. Сам Кальварский сказал, что его фильм о лицемерии и высказал мнение, что в современном обществе никому не важно, на какую тему устраивать хайп, а потому создатели фильма не хотели акцентировать внимание на сути скандала.

Но ведь получается, что действительно, так называемое «современное искусство», выражаясь словами поэта, делает лишь «многозначительные намеки на содержание выеденного яйца». Все эти «Пусси Раойт», Павленский и прочие мараты гельманы – чаще всего по сути просто пустышки. И только тупость государственных чиновников, ярость хранителей «скреп» и желание выслужится у людей в погонах делает из них значимые, почти исторические персонажи…

Не знаю, это ли хотели сказать создатели комедийного фильма, но на мой взгляд – получилось именно так.

Как тут не вспомнить знаменитую в СССР «бульдозерную выставку» 15 сентября 1974 года, о которой знают, наверное, почти все. При этом вряд ли 99 процентов людей назовет хоть одну фамилию из участвовавших в ней советских (или антисоветских?) художников и вспомнит хоть одну их картину. И едва ли все они стоят творчества хотя бы одного великого Гелия Коржева.

Но поскольку в то время о «бульдозерной выставке» западная печать раструбила по всему миру, это стало историческим событием. О том, что всего через две недели, 29 сентября 1974 года, тем же художникам разрешили провести легальную выставку в Измайловском парке, узнало гораздо меньше народу… Да, хайп в современном искусстве – это самое главное…