Карельский Минобраз не видит будущего малокомплектных школ

2
1017
Министр образования Александр Морозов поделился с депутатами республиканского парламента своим видением ситуации вокруг малокомплектных школ. Фото: Валерий Поташов
Министр образования Александр Морозов поделился с депутатами республиканского парламента своим видением ситуации вокруг малокомплектных школ. Фото: Валерий Поташов

Министр образования Карелии Александр Морозов весьма красноречиво дал понять депутатам Законодательного собрания республики, что чиновники карельского Минобраза не видят смысла в сохранении малокомплектных школ. Выступая 15 декабря на очередном заседании республиканского парламента, где как раз обсуждались поправки в региональный закон об образовании, ужесточающие требования к малокомплектным школам, господин Морозов заметил, что количество таких школ «растет искусственным путем», и «когда есть другие способы образовательного процесса, органы управления им не пользуются».

–  И с точки зрения федерального законодательства, и наша принципиальная позиция: школа должна оставаться только тогда, когда нет возможности организации других форм обучения. Мы с вами понимаем, что обеспечить качественное образование в условиях малокомплектной школы, как показывает наш десятилетний мониторинг, практически невозможно, – заявил министр. К сказанному руководитель карельского Минобраза добавил, что если в республике будет сохранена существующая система малокомплектных школ, то вскоре начнут «загибаться» и полнокомплектные сельские школы, потому что обеспечить нормальный уровень финансирования их педагогических коллективов будет невозможно.

Деревенская школа. Фото: Валерий Поташов

– А какая стратегия министерства образования Карелии по детям, которые обучаются в школах с одним-двумя учениками? Интернаты? Транспорт? Что вы предлагаете? – поинтересовался у республиканского министра бывший спикер карельского парламента Владимир Семенов.

–  На самом деле стратегия одна: в тех случаях, когда возможно обеспечить нормативы по организации подвоза детей в полнокомплектных учреждения, не более 30 минут, нужно пользоваться подвозом. В тех случаях, а это, в основном 10 и 11 классы, когда подросток, юноша, девушка должны получить общее среднее образования, нужно искать другие способы получения образования. В принципе никаких здесь Америк мы не открываем: это или интернат, и они у нас есть, в полнокомплектной школе, или возможность системы профессионального образования. Она у нас дает возможность получить среднее образование, получить специальность, при этом получая стипендию, место в общежитии и так далее, – ответил Александр Морозов.

На заседании карельского парламента. Фото: Валерий Поташов
На заседании карельского парламента. Фото: Валерий Поташов

Чем обернется такая стратегия для карельского села, очевидно. Как отметила во время обсуждения поправок член парламентской фракции «Справедливая Россия» Ирина Петеляева, с закрытием школы в село приходит запустение. «Если люди живут на своей родной земле, то, наверное, мы должны исполнять поручение президента Российской Федерации и заниматься демографией и развитием территорий, а не превращать Карелию в пустыню!», – подчеркнула Петеляева.

Видя, в какое русло пошло обсуждение законопроекта, председатель депутатского комитета по образованию и член фракции «Единая Россия» Лариса Подсадник попыталась предложить коллегам дискутировать по таким вопросам на «разных площадках», где присутствуют специалисты и где «есть возможность высказываться», а не на заседании республиканского парламента. По сути, госпожа Подсадник в очередной раз повторила небезызвестный тезис своего однопартийца Бориса Грызлова о том, что парламент – не место для дискуссий. А выступивший следом еще один член фракции «Единой России» Виталий Красулин вообще поразил многих своим видением ситуации в карельском селе.

Лариса Подсадник. Фото: Валерий Поташов
Лариса Подсадник. Фото: Валерий Поташов

– Сохранилась маленькая деревня. Хорошо же? Да, – сам с собой рассуждал господин Красулин. – С другой стороны, люди, которые родились в этой деревне и пошли в малокомплектную школу, может быть, если бы их довезли куда-нибудь до места более серьезного образования, у человека было бы другое будущее. Может, он не хочет больше в этой деревне дальше продолжать дело своих предков? У нас ведь зачастую поселки лесные создавались для того, чтобы лес рубить. Сегодня есть современная техника. Насильно там людей удерживать? А давайте мы вам тут и школу какую-то полу-кривую! Все классы в одном классе, и учитель один на все предметы! Тоже не выход из положения.

Виталий Красулин. Фото: Валерий Поташов
Виталий Красулин. Фото: Валерий Поташов

Однако, судя по всему, эффект от выступления депутата Красулина получился обратный. То ли республиканские парламентарии, в самом деле, задумались о том, что ждет сельских детей в случае принятия предложенных поправок, то ли «народных избранников» смутила негативная реакция электората из карельской глубинки, однако при голосовании по спорному законопроекту этот документ не смог получить необходимой поддержки депутатского корпуса. Не помогла поправкам и попытка переголосовать принятое решение. Правда, к концу заседания все встало на свои места. Карельские парламентарии опять вернулись к отклоненному законопроекту, и с третьей попытки эти поправки все-таки были утверждены.