КАКИЕ ГЛАВЫ НУЖНЫ РАЙОНАМ?

948

Сегодня состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Карелии. Самым важным был вопрос о бюджете республики Карелия на 2020 год, о котором «Черника» уже писала. После некоторой дискуссии, в которой депутаты от «Яблока» предсказуемо высказались против, а представители фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ поддержали проект финансового документа, он был принят большинством голосов в первом чтении. Далее в парламенте пойдет работа с поправками в его отдельные статьи.

Среди рассматриваемых вопросов, большинство из которых носило больше «технический» характер, был проект закона «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения». В защиту тех сортавальских депутатов, кто выступал против объединения Сортавальского и Хелюльского поселений, и поэтому блокировал работу горсовета, активно выступили эсеры, что не помешало единороссовскому большинству его принять. В Сортавале будут новые выборы.

Зато почти незамеченным в первом чтении прошел законопроект, предусматривающий изменение закона «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований…». Это инициатива Совета Олонецкого национального района. В чем его суть? В том, чтобы глава района одновременно мог быть и главой районной администрации. Читаем пояснительную записку:

«При нынешней модели, когда глава района – председатель представительного органа, является высшим должностным лицом муниципального образования, имеется ряд проблем при решении вопросов местного значения.

Глава района – председатель Совета, как правило, осуществляет полномочия на непостоянной (неосвобожденной) основе, с ним не заключены трудовые отношения, и у него не имеется возможности оперативно решать вопросы местного значения. Между тем министерства и ведомства республики направляют значительную часть корреспонденции непосредственно в адрес главы района, у которого нет ни кадровых ресурсов, ни полномочий для их решения. Лицо, с которым не заключены трудовые отношения, не может нести ответственности за социально-экономическое положение муниципального образования.

Имеет место и тот факт, что зачастую население, не зная, что высшее должностное лицо работает на непостоянной основе, требует от него принятия каких-либо срочных и неотложных мер, которые глава, не имея полномочий, не может оперативно и конструктивно выполнять. Для исполнения любых заявлений граждан главе района необходимо обратиться с запросом в постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган – администрацию, что зачастую приводит к увеличению сроков исполнения того или иного решения, ответа на заявления граждан, либо иного действия.

Принятие данного проекта закона даст возможность органам местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно и под свою ответственность определять в уставах муниципальных образований порядок избрания (назначения) высшего должностного лица муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

В-общем, нынешнее двоеглавие, когда есть избираемый из числа депутатов формальный глава района, больше похожий на «английскую королеву», а есть реальный управленец, руководитель администрации, назначаемый по конкурсу, предлагается заменить местным «самодержавием». Все в одних руках. Трудно сказать, инициатива ли это местных единороссов во главе с Сергеем Прокопьевым, ныне обретшим поистине всероссийскую славу, или олонецкие депутаты просто выполнили пожелание администрации Артура Парфенчикова. Последнее выглядит более правдоподобно.

Может кто-то и удивится, но я бы поддержал олонецкую инициативу. Действительно, существование двух глав в районе, хотя власть только у одного из них, лишь запутывает ситуацию. Однако надо пойти дальше и наконец честно узаконить то, что мы имеем в реальности. А в реальности фактический руководитель района, вроде бы назначаемый по конкурсу, назначается именно губернатором и его администрацией. Ну честно, господа, чего тут кривляться и изображать детскую наивность? Посмотрите, кто входит в состав конкурсных комиссий. А может ли хоть один райсовет усомниться в их выборе? Тогда зачем все эти процедурные игры в комиссии и голосования?

Так давайте честно и установим, что глава района и глава районной администрации существуют в одном лице и просто назначаются губернатором. А интересы населения представляет лишь совет во главе со своим председателем. Кстати, так будет даже эффективней, я без иронии это утверждаю. Глава Карелии открыто будет нести полную и публичную ответственность за своего назначенца. Поэтому он будет гораздо более тщательнее выбирать кандидатуры, с учетом всех деловых, интеллектуальных и психологических качеств. Последнее тоже важно, чтобы у «хозяина района» от полученной власти «крышу не сносило». Опять же, дисциплина на районном уровне подтянется. А что касается подписанной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления, то откровенно признаем, что она действует не на районном, а исключительно на поселенческом уровне. Ничего страшного, префектов во Франции тоже правительство назначает, так что пусть там не ворчат.

Есть правда другой выход – вернуть всенародные выборы глав администраций, являющихся и главами районов. Пусть избиратели сами решают, кто будет руководить районом. Такое, представьте себе, возможно и уже было в истории Карелии.

Тут ведь самое главное — это честность и прозрачность процедуры перед населением, перед избирателями. Поэтому или открытое назначение губернатором, или всенародные выборы. Это по-любому лучше, чем нынешняя система «местного самоуправления» районов Карелии — сильно мутировавшая, имитационная и абсолютно неэффективная.