В прошлую пятницу автор этих строк уже приготовился писать материал: «Только что объявлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Республика Карелия с сорок четвертого место опустилась на … Это стоит охарактеризовать как объективную оценку, данную федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), тем усилиям, которые предпринимались в республике по фактическому ухудшению условий ведения бизнеса. Будучи знакомым с процедурой ранжирования регионов, могу заключить, что выставленные оценки по ключевым факторам и интегральный ранжир беспристрастно представляют фактическое положение дел.»
Вот только АСИ решило фактически закрыть результаты нацрейтинга. Были объявлены всего лишь топ-20 регионов. «Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям». Эту новость стоит трактовать двояко. Во-первых, не регионы, а аппараты их руководителей. Более широкой заинтересованной аудитории – представителям предпринимательского сообщества, экспертам, медиа – администрация Александра Худилайнена показателей по Карелии не представила. Во-вторых, АСИ, вероятно, осознало, что во многом нацрейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 позиции руководимых ими регионов повысились. Но такое невозможно. Поэтому постараемся разобраться сами: что объективно сделано в Карелии?
До настоящего времени не утвержден план мероприятий («дорожная карта») Республики Карелия по внедрению лучших практик Национального рейтинга-2015! А ведь прошел ровно год с того момента, когда на площадке Петербургского международного экономического форума прошла его презентация.
В 2016 году Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия не собирался ни разу, что прямо противоречит требованию пункта 10 Положения о Совете (утвержденном Указом Главы РК от 17 июня 2013 года), в соответствии с которым «Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца в соответствии с планом работы Совета».
Работа по четырем направлениям оценки в нацрейтинге – «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» – оказалась за пределами приоритетов внедрения так называемого «проектного управления» в республике.
Очевидно, что существуют определенные обстоятельства, направленные на установление наличия причинно-следственной связи между рассматриваемыми процессами. Превращая анализ данных обстоятельств во взаимосвязанные вопросы, их надлежит сформулировать следующим образом. Означает ли рост позиций в рейтинге реальное улучшение инвестклимата? И с учетом обратной связи: приводит ли улучшение климата к фактическому повышению позиций в рейтинге?
Для того, чтобы приступить к ответам на эти вопросы, в качестве начального положения стоит принять слова генерального директора АСИ Андрея Никитина: «Успешность региональной политики во многом зависит от того, насколько руководитель субъекта может сформулировать, каким он видит регион через десять лет. Наличие у региональной команды ясного образа будущего и доверие между бизнесом и властью – вот основные составляющие успешности инвестиционной политики».
Проблема доверия между бизнесом и властью – ключевой элемент предпринимательского климата в республике. И это не только лёгкость и простота ведения бизнеса. Невозможно недооценивать долгосрочные негативные последствия факта возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении Анны Поздняковой, генерального директора «Корпорации развития РК».
Бесспорно, существует фактор регионального политического режима. В топе представленного рейтинга есть несколько регионов, в которых инвестиционный климат определяется, прямо говоря, возможностью заключения неформального контракта с лицами, принимающими первостепенные политические решения. Если инвестор договорился с таким губернатором, то длительность административных процедур занимает считанные дни. Однако очевидно, что в таком регионе доминирует режим «ручного управления» – ни регуляторная среда, ни качество институтов не нацелены на системную работу по привлечению и сопровождению инвестиций.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата создает дискурс. Правила высказывания. Он определяет не только то, что обсуждается сегодня и будет обсуждаться завтра, но и то, как проходят обсуждения. Ведь уже на следующей неделе будут составляться очередные правительственные планы с формулировками: обеспечить движение вверх по строчкам рейтинга-2017. Какой от них прок в отдельно взятой Карелии? – Национальный инвестрейтинг ориентируется на другое – на так называемое «доверие инвестора», и республике понадобятся годы и годы очень интенсивной работы большого количества людей по формированию новой институциональной среды, заточенной под обеспечение этого доверия.