Вчера глава Карелии Артур Парфенчиков рассказал о новой программе экологического развития Карелии. Наш постоянный автор, Алексей Дьяков, высказал свою точку зрения на значимость данного документа:

Карельское правительство разродилось очередным эпохальным документом: «Программой экологического развития Республики Карелия на 2024 – 2030 годы». В основном он напичкан популистской риторикой вроде пункта №14: «Проведение в Республике Карелия федеральных мероприятий, направленных на восстановление лесов, в том числе «Сад Памяти», «Сохраним лес», «Зеленая Россия». Либо откровенным «налить воды», типа пункта №1, где на одном (ОДНОМ) объекте предполагается осуществить «Мониторинг атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов в зоне расположения объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду». Не сказать, чтоб это плохо, но ради ОДНОГО объекта мутить целую Программу, оно такое себе.

В целом все стандартно, но вот, к примеру, примечательный пункт № 11:

«Поэтапное достижение к 2030 году уровня, при котором доля лесных пожаров на землях лесного фонда, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров на землях лесного фонда будет составлять 100 процентов». При этом на 2024 год доля лесных пожаров, ликвидированных в течение суток должна составить 52,2%, то бишь к 2030 она должна возрасти примерно вдвое и закрыть проблему.

Давайте задумаемся, какими средствами можно эту проблему решить. Первое очевидное решение — пресечение. То есть мы создаём эффективную систему мониторинга: наземную ли, в виде стационарных видеокамер/тепловизоров; воздушно-стационарную ли в виде дирижаблей с прицепленными видеокамерами/тепловизорами; воздушную ли, в виде патрулирования беспилотниками; космическую ли, передающую данные в максимально короткие сроки.

В этих случаях соответствующие службы (авиалесоохрана, работающая примерно за МРОТ) тушит пожар, пока он не успел разрастись. То есть, если мы на 2024 год справляемся с тушением на территории Х, то, имеющимися средствами тушения на 2030 мы должны тушить Х/2. Тогда выходит тушение 100%.

Я не сложно объясняю? Ну, сегодня авиалесоохрана в первые сутки тушит условные 100 га, и более 100 га имеющимися средствами она не потушит. Соответственно, чтобы улучшить показатель вдвое, ей надо тушить 50 га, для чего и нужна система предупреждения, чтобы пожар не достиг 100 га до того, как туда прибудет авиалесоохрана.

Всё ещё непонятно? Тогда текст не для вас. Если понятно, то продолжаем. Если мы прикинем вышеперечисленные средства достижения такой эффективности мониторинга пожаров, то поймём, что часть из них не реализуема на карельских просторах в принципе, а часть требует больших денег. Но мало того, в той же Программе мы видим, что этот вариант, со снижением площади посредством эффективного мониторинга, вообще не рассматривается как исчерпывающий (что и правильно). Потому, что в пункте №11 мы видим, что ущерб лесам от пожаров предполагается снизить не вдвое, а в 1,6 раза.

То есть, предполагается иное решение проблемы. Какое? Вариантов немного: остаётся только материальное и кадровое обеспечение ресурсами. Что означает приобретение техники и оборудования, а также денежное стимулирование желающих бороться с лесными пожарами. Что также подразумевает большие деньги.

То есть, в какой позе эту проблему не разложи, мы упираемся в эти самые большие деньги. Ну и теперь вопрос на несгораемую сумму: откуда наше любимое Правительство Республики Карелия намерено их взять? На все подобные вопросы есть у нашего любимого правительства и не менее любимого губернатора отработанный ответ: Москва подаст. И, кстати, возможно и подаст. Но программа-то не московская, а карельская. Однако «деньги московские — заслуги карельские» — отработанная схема. По ней наш любимый губернатор даже свою предвыборную программу строил.

Впрочем, к 2030 году никто про эту Программу уже не вспомнит. Как никто (кроме врагов народа), к примеру, не вспоминает про приснопамятные «Майские указы», и много ещё о чём.

Алексей Дьяков