Коронавирус стал своеобразной проверкой на прочность не только нас самих, но и всех сфер жизни, в том числе образования. Из-за карантина реальная жизнь переместилась в виртуальное пространство. Даже последний звонок «звучал» в интернете.

В апреле-мае обучение в школах республики проходило в дистанционном режиме. Это застало врасплох всех: детей, родителей, педагогов. Пришлось перестраиваться, осваивать новое на ходу. Насколько эффективно школа переместилась в онлайн? Мы расскажем об опыте учителей, детей и родителей из Кондопоги, Беломорска, Пудожа, Олонца, почитав районные газеты.

Анализ еще впереди, однако сегодня очевидно: весенний стресс-тест прошли далеко не все. Налицо системные проблемы образования, когда, например, государственные интернет-проекты (один только «Электронный дневник» чего стоит!), в которые вложены миллионы, показали низкий КПД, а социальные сети снова выручили и завоевали еще больше поклонников.

С горем пополам, спотыкаясь и негодуя, мы всё же добрались до финиша учебного года. Как справлялись с дистанционкой в районах Карелии?

КОНДОПОГА. Директор: на практике невозможно

Первую неделю было особенно тяжело. Педагоги искали оптимальные способы подачи информации, удобные формы проверки уроков и справедливого оценивания. Ребята пытались самоорганизоваться, правильно распределить силы, чтобы успеть выполнить не только школьные уроки, но и уделить время дополнительному образованию. Родители старались не сойти с ума, бегая по замкнутому кругу: работа — домашне-семейные обязанности — учеба ребенка.

Методические рекомендации опубликованы на сайте Карельского института развития образования.

Трудно было всем. А где трудно, там сильные негативные эмоции. И весь этот негатив нашел выход в соцсетях. Фикцией, а не обучением назвали дистанционку родители в Кондопоге. Им было непонятно, за что учителя получают зарплату, если просто дают детям множество заданий для самостоятельного изучения.

Елена Мотрий. Фото с личной страницы «ВКонтакте».

«К массовому дистанционному обучению мы оказались не готовы, — сказала в интервью газете «Новая Кондопога» директор СОШ № 8 Елена Мотрий. — Школы получили методические рекомендации по организации дистанционного обучения. Но при практической реализации в наших условиях большинство из них применить оказалось невозможно».

При переходе на дистанционку проявилась еще одна серьезная проблема — недостаток, а в некоторых семьях отсутствие компьютеров или даже современных телефонов. Нет компьютеров и у учителей, а со смартфонов неудобно. «Работали в аварийном режиме, методом проб и ошибок, набивали собственные шишки, падали, спотыкались, но поднимались и двигались вперед, чтобы не прерывать процесс обучения», — призналась Елена Мотрий.

Увеличилась нагрузка не только на детей, но и на учителей. Им приходилось заново продумывать задания, рассылать классам в созданных чатах, группах, мессенджерах, порталах. Итог — многочасовое просиживание за компьютером.

Из плюсов разве что вот это. «Мы все хорошо продвинулись в плане освоения новых технологий, — отметила Елена Мотрий. — Такие навыки наверняка пригодятся, даже когда мы войдем в привычный режим. Например, дистанционная работа с заболевшим учеником поможет сделать так, чтобы он не отстал от класса и освоил программу».

ПУДОЖ. Учитель: как «доставить» домашку?

В Пудоже, пишет газета «Пудожский вестник», возникла проблема с доставкой заданий: тем, у кого нет компьютеров, смартфонов, задания передавали по телефону или родителям лично, на расстоянии полутора метров. Сложности возникли с поселками, так как не везде есть интернет.

Директор МКОУ СОШ № 3 г. Пудожа Наталия Лисина:

Наталья Лисина. Фото из архива «Пудожского вестника».

«К дистанционному обучению приступили вовремя. Организовали через группу «ВКонтакте». И хорошо, что сделали так, потому что рекомендованные сайты для дистанционного обучения зависают. Для каждого класса создана отдельная площадка. Информация размещается и в электронных журналах… Не у всех есть интернет. К ним предприняли индивидуальный подход посредством звонков».

Педагоги допобразования давали задания на неделю, чтобы дети выполняли их в свободное время, с использованием материалов, которые есть в каждом доме.

Пудожские ученики отмечали слишком большой объем заданий. «Дистанционное обучение в России больше напоминает заочное… Куча заданий, которые не приносят тебе знаний, потому что ты пытаешься упростить себе их исполнение, используя интернет. Какой в этом толк? Для галочки?» — делится своим мнением с районкой юная жительница Пудожского района.

БЕЛОМОРСК. Родитель: нервы не выдерживают

Журналисты «Беломорской трибуны» спросили мнение родителей, ребят и учителей. Детей должны учить профессионалы — таково мнение одного из читателей.  Другой родитель задумался о покупке планшета, поскольку одного компьютера на двух школьников в семье не хватает, однако пока семейный бюджет не позволяет.

«Вся разъяснительная работа ложится на плечи родителей, — отметила еще одна мама. — Нервы не выдерживают такого обучения. Я недовольна качеством дистанционного образования, но понимаю, что это вынужденная мера». А другая родительница, наоборот, рада такой форме обучения. Ее ребенок с неудержимой энергией стал заниматься самостоятельно и даже лучше понимать некоторые предметы. Дополнительным стимулом было получение награды за хорошо выполненную домашку.

Ребята отметили недостаток общения с учителями и одноклассниками. Выполнение большего объема заданий хоть и занимает больше времени, однако информация лучше усваивается, что помогает быстрее выполнять контрольные работы.

Людмила Черемисина. Фото из архива «Беломорской трибуны».

К перестройке обучения педагоги Летнереченской школы, по словам ее директора Людмилы Черемисиной, готовились с 2016 года. Прошли курсы повышения квалификации в Карельском институте развития образования. В 2018-2019 гг. школа являлась региональной инновационной площадкой по теме «Развитие «перевернутого обучения» в условиях сельской школы». До начала дистанционки учителя изучали платформы, проводили пробные онлай-совещания. Важные сведения получили с помощью опроса семей: выяснили, у кого какие технические средства есть. Для улучшения организации учебного процесса проводили анкетирование среди взрослых и ребят. В результате снизили объем домашних заданий. Анкетирование также показало, что большинство опрошенных довольны тем, как проходит обучение, однако живого общения все же сильно не хватает.

ОЛОНЕЦ. Ученик: не хватает общения

Один из материалов районной газеты «Олония» тоже был посвящен актуальной теме. Так, ученики Ильинской школы Олонецкого района отметили несколько моментов дистанционного обучения: учиться дома комфортно и спокойно; гибкий график занятий, который можно совмещать с подготовкой к ЕГЭ; тяжело воспринимать информацию только по учебнику или с помощью онлайн уроков; не хватает живого общения с учителем.

Ценный опыт, но больше не надо

Дистанционка — как много в этом слове! К счастью, она закончилась, и повторения не хочется. Как видим, проблемы с дистанционкой у всех одинаковые: недостаток технических средств, низкая скорость интернета или его отсутствие, постоянные сбои учебных порталов и систем, большой объем заданий, и как следствие, большая трата времени на усвоение нового материала, недостаток живого общения. Из плюсов — освоение новых технологий, занятия в удобном режиме. Но школьное «цифровое пространство» мы не так себе представляли, оно не может заключаться в наборе видеоматериалов, ссылок, тестов и электронных учебников, это должен быть мир, созданный для развития ребенка.

Должна ли удаленная форма обучения стать основной? Думается, все хором ответят «нет». Школа должна быть в школе, детский сад — в детском саду, танцы, рисование, рукоделие — в доме творчества/школе искусств и т.п. В то же время дистанционка — это ценнейший опыт. Она может стать частью процесса обучения. Она хороша в использовании, когда ребенок из-за болезни вынужден пропускать уроки, а также для детей, которые вынуждены уезжать учиться в другие населенные пункты и жить в интернатах при школах.

Доживём до сентября

В том, что дистанционное обучение не будет основным, россиян заверил президент Путин. По его словам, в сентябре учителя и дети встретятся снова. Однако здесь возникает вопрос, по каким правилам в условиях эпидемии (новую волну прогнозируют в сентябре) будет работать школа. Роспотребнадзор дал свои рекомендации на этот счет, которые уже вызвали недоумение.

Судите сами. Уроки и перемены для каждого класса должны начинаться в разное время (каким образом это возможно осуществить?). Уроки физкультуры следует проводить на свежем воздухе (это при нашей капризной карельской погоде!). В классах должны стоять приборы для обеззараживания воздуха (интересно, за чей счет они будут приобретаться?). Помещения во время перемен должны дезинфицироваться (это ж сколько обслуживающего персонала должно быть в штате школы?).

Одним словом, рекомендации эти весьма сложно будет соблюсти. Доживем до сентября —  посмотрим! Осенний стресс-тест еще впереди.