Намеченные на конец мая внутрипартийные праймериз «Единой России» создают определенную нервозность для представителей регионального политического класса. Уже сейчас необходимо решить многоходовую, как правило, задачу по разведению кандидатов по округам. Желания на ровном месте отказываться от собственных интересов особо никто не демонстрирует. Даже если акты доброй воли порой и декларируются, то сопровождаются они резкостями и колкостями, что противоречит оригинальной идее. Ведь передел должен был лишний раз продемонстрировать единство в рядах политиков, которые не только безоговорочно поддерживают партийных функционеров, но и готовы делиться с товарищами, поскольку главное – широкий партийный народный фронт. Но на деле получается, что карельская политика куда живее, чем кажется гатчинско-тверским «решалам», а ее участники ставят собственные интересы куда выше задумок относительно общереспубликанского единства.
В центре медийного внимания прежде всего, конечно, оказывается госдумовская кампания. Стоит напомнить, что выборы по одномандатным округам вернул в 2012 году президент Дмитрий Медведев (отменены же они были в 2005 году при Владимире Путине). Это было своеобразной реакцией на многотысячные протесты в Москве и других крупных городах. Избрание половины думского состава не по партийным спискам, а лично в округах должно было оживить политическую жизнь на местах и добавить разнообразия в парламенте.
Но определенная радость от новых свобод была недолгой: еще во время принятия в законе прописали, что для регистрации самовыдвиженцы должны собрать в округе 10 тысяч подписей (на этом этапе избиркомы практически стопроцентно отсеивают нежелательных кандидатов). Потом право выдвижения своих представителей без сбора подписей оставили только у партий, имеющих фракцию хотя бы в одном региональном заксобрании (таких партий сейчас всего 14). В итоге после всех уточнений возвращение выборов по округам оказалось выгодно «единороссам» – в региональных парламентах побеждают, как правило, одномандатники, поддержанные партией власти. А из 14 льготных партий с резко-оппозиционной повесткой выступают только «Яблоко» и ПАРНАС.
Тем не менее, несмотря на почти гарантированное избрание в целом лояльного Кремлю нового созыва Госдумы, с возвращением одномандатников ее управляемость потенциально снижается. За ура-патриотические либо запретительные инициативы многие депутаты проголосуют без особых проблем, а вот с социальными вопросами – например, повышением пенсионного возраста или урезанием соцрасходов – могут возникнуть проблемы. Против таких инициатив будут голосовать даже многие «единороссы»: спрос в округе идет с депутата лично. Известно, что в Госдуме прошлых созывов главными популистами были именно одномандатники. Уже сейчас кандидаты начинают «прокачивать» темы поддержки так называемых «валютных ипотетчиков» и отмены сборов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Именно для того, чтобы укрепить у депутатов понимание, что своим попаданием в парламент они обязаны не только избирателям, возникла идея поделить округа заранее. Ведь прошедшим по разделенным округам депутатам всегда можно будет напомнить, за счёт кого и чего им достались столь желанные места.
Кроме того, история с разделом выглядит выгодной для всех интересантов. Федеральный центр демонстрирует невиданную щедрость, а парламентско-системные оппозиционеры получают по десятку гарантированных мест. В самом начале переговоры по разделу подтверждали фактически все парламентские партии, вяло отпирались только коммунисты, но и те оговаривались, что действующие депутаты от партии Ленина-Сталина нужны Кремлю, и тот им действительно может помочь.
Факт договоренностей лишний раз продемонстрировал бы, что в национальном парламенте окончательно сформировался консенсусный надпартийный фронт. Депутаты от одних фракций хотят видеть старых знакомых в новом созыве: они согласны друг с другом в принципиальных вопросах, готовы уступать в мелочах, вместе ходят на митинги в годовщину присоединения Крыма и крепят на лацканы пиджаков георгиевские ленточки накануне майских праздников.
Раздел округов должен был укрепить этот замысловатый союз. Системные политики, отказавшись от партийных амбиций, кровью подписали бы договор. Округа с одобренными кандидатами от разных структур – это своеобразный единый протосписок, шаг в сторону политической системы Германской Демократической республики, где несколько полностью контролируемых властью партий получали квоты на места в парламенте от Народного фронта.
Собственно говоря, последнее и надлежит считать основной целью договоренностей о разделе – не зря медиаторы и посредники так настойчиво занималась их продвижением в проправительственных медиа. Это же и самый четкий сигнал, который должны были уловить в субъектах федерации, в которых в Единый день голосования-2016 параллельно пройдут выборы депутатов региональных заксобраний. Карелия как раз из данного списка.
Но на практике затея с разделом стала скорее демонстрировать обратное. Дележом оказались недовольны региональные «единороссы», которые уже давно договорились, кто в каком округе будет баллотироваться, и даже начали агитировать в канун праймериз. Типичный одномандатник от партии власти – это известный у себя в регионе человек, имеющий сеть поддержки, не раз баллотировавшийся в местные депутатские собрания. «Почему я должен сдаваться?» – задает он внешне логичный вопрос себе и федеральному центру.
Как известно, эти противоречия уже вышли наружу в Ярославской области. В Рыбинском округе еще с прошлого года начал свою агитацию глава региональной общественной палаты Александр Грибов, в Ярославском – депутат заксобрания, секретарь отделения «единороссов» Илья Осипов. Грибов, однако, неожиданно заявился на внутренние праймериз «Единой России» по округу Осипова. Партийцы особенно не скрывали: кандидатам пришлось столкнуться из-за того, что Рыбинск после раздела достался «Справедливой России» и её депутату Анатолию Грешневикову. Праймериз партии власти обещали быть горячими – примерно как на выборах мэра Рыбинска – с компроматом, взаимными упреками и широкой агитацией. В итоге «единороссы» побеседовали, и Илья Осипов теперь баллотируется в Рыбинске. Партийцы уточняют, что они не против договоренностей в общем, но вот кандидатура Грешневикова их не устраивает: делите, договаривайтесь, но только не у нас. Ярославская ситуация обязательно будет тиражироваться: «единороссов» с амбициями достаточно везде.
Достаточно вспомнить сюжет с «разворотом» Сергея Катанандова, который уже было начал кампанию, но неожиданно – прежде всего, для самого себя – заявил, что ему «не рекомендовали». А ведь помимо личных амбиций на местах, разделу начинают реально мешать и амбиции партий. Кремль уже объявил, что пакт покидает КПРФ. Оказалось, что коммунисты «неправильно поняли его суть». Они якобы предложили расчистить для них округа под недостаточно серьезных кандидатов. Коммунистов понять можно: сильный пройдет и так, а слабым надо помочь.
Теперь коммунисты выставят своих кандидатов везде, делиться будут только «единороссы», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Но такая конфигурация может привести к результатам, априорно нежелательным. К примеру, вместо заранее оговоренного «справедливоросса» на выборах может победить стойкий коммунист. Провластному избирателю трудно объяснить, почему он должен голосовать за того, кого еще недавно называли оппозиционером и упрекали в «отсутствии реальных дел». И наоборот, протестный электорат отвернется от поддержанного региональной администрацией кандидата. В той же Карелии вообще может начать разворачиваться сложно контролируемый сценарий, если основными конкурентами за депутатский мандат окажутся, например, Валентина Пивненко и Галина Ширшина.
В большинстве регионов складывающаяся ситуация выгодна партиям второго эшелона, которые хотят попасть в премьер-лигу, – в первую очередь Партии роста и «Родине». К ним могут перейти политики, чьи округа принесли в жертву договоренностям, а также кандидаты местных групп влияния. Избиратели же могут назло проголосовать за тех, кто в разделе не участвовал. И опять же решения нужно принимать в самые ближайшие недели – праймериз «Единой России» не ждут.