Александр Степанов

Александр Степанов

Журналист и блогер. Успел побывать - рабочим нижнего склада Олонецкого леспромхоза, солдатом Группы советских войск в Германии, машинистом котельной, учителем истории, корреспондентом газеты "Олония", помощником депутата Жореса Алферова, депутатом Законодательного Собрания Карелии двух созывов.

21 апреля в России в целом, и в Карелии в частности, отмечается несколько странный праздник – День местного самоуправления. Ведь остатки местного самоуправления в нашей республике до сих пор сохраняются скорее не благодаря, а вопреки республиканской исполнительной власти…

Однако, что ни говорите, в теории это самое местное самоуправление является самостоятельным делом граждан, живущих на конкретной территории! Более того, оно даже гарантируется 8 главой Конституции РФ. Той самой ельцинской «танковой» Конституцией 1993 года, которая заложив основы нынешнего либерального авторитаризма, оставила для граждан несколько «приманок», типа статей о «социальном государстве» или местном самоуправлении. Ведь как красиво звучит:

«Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Прямого волеизъявления, прошу заметить!

А давайте просто представим, что активный, неравнодушный и даже компетентный местный житель в одном из районов Карелии решит осуществить свое право поучаствовать в местном самоуправлении. Как он это может сделать? Что из этого получится?

Раньше можно было выдвинуть свою кандидатуру на должность главы района, причем именно главы районной администрации. Ведь собственно на этом уровне концентрировались средства, были еще многочисленные муниципальные предприятия, муниципальная собственность. С этими ресурсами можно попытаться что-то изменить к лучшему. Но всенародные выборы глав районов давно отменены «Единой Россией». Тут никак не пробьешься. Стена.

А может попытаться что-то сделать хотя бы в райцентре, на уровне городского поселения? Там тоже полномочия и какие-то возможности есть, тем более что большинство инициативных людей района обычно здесь и живет. Но и тут полным ходом идет инициированное губернаторской администрацией объединение городских и районных мэрий. Якобы для экономии. Хотя неужели кто-то думает, что, сократив пару-тройку муниципальных служащих, на эти деньги смогут отремонтировать дороги, или водопровод, или освещение или еще что-то? Нет, конечно. Эти объединения администраций – чистой воды обман, имитация властями неких «позитивных изменений».

Раньше еще можно было попытаться стать депутатом районного совета, опять же через прямые выборы. Здесь тоже уровень решаемых вопросов более-менее серьезный. Но сейчас и депутатом райсовета так просто не стать! Райсоветы в основном формируются из нижестоящих депутатов поселений, а там чаще всего мышь не проскочит без согласования начальства. Какое уж тут «прямое волеизъявление», упомянутое в Конституции!

Как же обычный, но активный гражданин может осуществить свои право на участии в местном самоуправлении? Остается ведь только или уровень депутатов поселений, в которых многие серьезные полномочия переданы в район. Или глав сельских поселений. То есть самый низший уровень местного самоуправления. А выше все «зацементировано». Кадровые вопросы решает местное и республиканское начальство. Кстати, именно поэтому хорошо видно, что за последние 10-15 лет общий уровень компетенции глав районных администраций сильно упал. Нужны ведь не самостоятельные и умные, нужны послушные.

И что характерно, республиканская власть боится любых изменений в этом управляемом по команде сверху «местном самоуправлении». Когда несколько лет назад автор этих строк, будучи в Законодательном Собрании, предложил поправку, которая всего лишь давала право местным советам муниципальных районов вернуть в свои Уставы всенародные выборы мэров, ее тут же отвергли, причем голосами не только «Единой России», но и части нашей замечательной парламентской «оппозиции».

Мне могут возразить, что «местное сообщество» участвует в назначении глав районных администраций через своих депутатов. В ответ просто процитирую 131-й ФЗ, статью 36, «Глава муниципального образования», где говорится о том, что этот самый сити-менеджер назначается конкурсной комиссией:

«П 2.1. …Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В муниципальном районе, городском округе…половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации».

То есть половина членов конкурсной комиссии назначается губернатором. Но значит, что фактически и глава районной администрации назначается губернатором, который несет за итоги его деятельности свою долю ответственности! Все же понимают реальные условия «выбора». Тут хитрить не надо.

Возможно, дальше читатель ждет от меня стандартных рассуждений о свободных выборах, демократии и авторитаризме, однако на самом деле в нынешних социально-экономических условиях они не имеют большого значения. Давайте просто проведем мысленный эксперимент – а что произойдет, если внезапно все выборы глав районов и городов вернут?

Увы, кардинально в карельской глубинке мало что изменится. Потому что дать населению, в лице местного самоуправления, необходимые ресурсы для развития просто нереально при нынешнем социально-экономическом строе. Это при социализме любой сельсовет или поселковый Совет опирался на работающий совхоз или лесопункт. Была экономическая база. А сейчас у местного самоуправления отобраны многие ресурсы. Например, лес или недра. У нас же главы поселений часто толком не знают, кто на их территории лес рубит! А о получении с этого бизнеса налогов в бюджет поселения и речи не идет.

Собственности у органов местного самоуправления осталось не так много. В ЖКХ царствует «эффективный частник». В Госдуме обсуждаются идеи полной ликвидации МУПов…. В-общем, кто бы не пришел сейчас на должность в органах МСУ, ему в большинстве случаев останется только экономить на всем и выживать. При этом ведь и у жителей отношение к органам местного самоуправления сформировалось соответствующее — какая разница, кто там будет, если от него мало что зависит? Отсюда низкая явка на муниципальных выборах не только избирателей, но и кандидатов. В депутаты сельских поселений никто особо и идти не хочет.

На простого человека сегодня и так взвалено много обязанностей. В реалиях российского капитализма почти все стало сферой его личной ответственности — медицина, образование детей, продовольственная безопасность, в том смысле, что самому нужно думать и понимать, какие продукты более безопасно покупать. Еще ЖКХ, когда собственник жилья должен сам разбираться во всех квитках, чтобы его не надули… То есть участие еще и в местном самоуправлении в подавляющем большинстве случаев становится непосильной общественной нагрузкой. «Оно мне надо, когда там все равно будешь биться как рыба об лед?»

При этом удивительно, что несмотря на все это, во многих районах Карелии я знаю целый ряд глав поселений и депутатов, которые не опустили руки, а стараются хоть что-то сделать. Без деятельности многих из них в карельской глубинке стало бы еще хуже. Республиканская власть этим цинично пользуется, хотя при любом ЧП она именно местное самоуправление назначает «ответственным за все».

И вот этих людей с их праздником можно все-таки поздравить.