Карельская епархия спровоцировала в Петрозаводске новый скандал. Местным иерархам показалось мало места на набережной Онежского озера под новый храм – теперь они выдвинули претензии еще и на здание Дома офицеров в Петрозаводске. Секретарь главы карельского митрополита иерей Константин Павлюченко заявил в эфире ГТРК «Карелия»:

— Наверное, есть возможность обратиться к тем людям, которые ответственны за это. Давайте не будем доводить до судебных тяжб. Нам бы не хотелось, чтобы эти судебные тяжбы с кем-либо были. Хотелось бы, чтобы вернули то, что должны церкви. Согласно ФЗ-327, как раз государство должно возвращать то, что когда-то изъяло у церкви, — добавил он.

Надо отметить, что ныне Дом офицеров является объектом культурного наследия, в ближайшее время его должны окончательно отремонтировать, в эти работы вложено около 90 миллионов рублей бюджетных средств. И тут карельская епархия очень вовремя вспомнила о том, что данное здание в начале ХХ века построили для местного архиерея, и только потом оно было передано Мурманской железной дороге. Не очень понятно, при каких условиях это произошло, но это не принципиально. Тут сразу вспоминается одна из русских пословиц: «У святых отцов не найдешь концов». К слову, набожный и благочестивый русский народ сочинил немало подобных пословиц и поговорок о служителях культа: «Поповского брюха не набьешь», или «Поповское брюхо из семи овчин сшито». Их множество как бы намекает, что проблемы с церковными деньгами и собственностью на Руси были всегда.

Последние три десятилетия официальная пропаганда вбивает нам в голову представления о какой-то обиженной церкви, у которой нехорошие большевики отобрали все ее нажитое непосильным трудом имущество. Так вот, реальная историческая картина весьма далека от подобных представлений.

Изначально церковная собственность в России складывалась из денежных и земельных пожертвований феодалов – князей и бояр, и государства как такового. Причем нелишне вспомнить, что в определенный период истории РПЦ сама была крупным феодалом, владевшим не только огромными землями, но и крепостными крестьянами. Так перед монастырской реформой Екатерины II православные монастыри владели почти миллионом душ крестьян мужского пола, которых зачастую нещадно эксплуатировали. Например, у Соловецкого монастыря было около 6 тысяч крестьян только мужского пола, которые были обязаны нести различные повинности: от барщины до денежного и натурального оброка.

Между прочим, представители РПЦ когда-нибудь выражали раскаяние за эксплуатацию и само владение христианскими душами?

А при правлении Петра Великого Русская православная церковь окончательно стала просто частью государства, идеологическим механизмом государственной машины. Вследствие чего до революции не было такого отдельного понятия как церковная собственность. Все церковное имущество было частью государственного имущества. Оно так называлось — имущество ведомства православного вероисповедания, то есть имущество Священного Синода. И главное — вся русская православная церковь официально была на госфинансировании, в частности, подавляющее большинство церковных зданий было построено на государственные деньги. Священники тоже получали государственное жалование.

Небольшой пример из нашей петрозаводской истории, о строительстве храма Александра Невского, информацию о котором легко найти в интернете:

«В 1825 году руководство Александровского пушечно-литейного завода (государственного предприятия!) получило разрешение Департамента горных и соляных дел на строительство заводской церкви. Для организации строительства была учреждена комиссия под председательством управляющего Олонецкими горными заводами Адама Армстронга. Храм строился на выделенные казной средства и пожертвования мастеровых и служителей Александровского завода». Замечу, что последних даже не спрашивали, просто вычитали из их жалования часть заработка на строительство.

То есть легко доказать, что храм Александра Невского является госсобственностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь никаких церковных денег там в помине не было! Со зданием нынешнего Дома офицеров наверняка было то же самое, оплачивала его строительство казна. Надо лишь покопаться в архивах для установления этого факта.

Ну так в чем же дело? Формально, юридически, любая власть, хоть царская, хоть Временное правительство, хоть большевики, имела полное право отнять у церкви, являвшейся фактически казённым учреждением, ту собственность, которая находилась у нее лишь в пользовании. Так что, когда нынешние представители РПЦ жалуются, что у них отобрали то или иное здание – они чаще всего вводят людей в заблуждение.

К слову, если перечитать ленинский декрет об отделении церкви от государства 1918 года, хотя бы в той части, которая регулирует проблемы церковной собственности, то возникает ощущение его актуальности и злободневности:

«10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.

…Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

А ведь если бы этот декрет действовал в наше время, это бы помогло избежать множества конфликтов.

И еще: для самой церкви было бы лучше, для ее же авторитета, не представать в глазах общества как коммерческая и финансовая структура или, не дай бог, рейдерская контора. Ведь в Библии сказано:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры ни подкапывают и не крадут; Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,19-21).

Вот так прямо и сказано: «не собирайте»! Сказано четко и однозначно…