Как сообщает сегодня РИА Новости, глава Карелии Артур Парфенчиков на полях Петербургского международного экономического форума представил инвесторам потенциал Кемско-Беломорской агломерации. А пресс-служба правительства уточняет:

«Глава Карелии представил потенциальным инвесторам проекты, которые планируется реализовать на территории опорных населенных пунктов Арктики. Это строительство Морского торгового порта в Беломорске, аэропорта в Подужемье и современного морского вокзала с мариной для частных судов в пос. Рабочеостровск, откуда туристы направляются на Соловецкий архипелаг. Также на карельском побережье Белого моря запланировано строительство двух современных курортов – всесезонного в Кеми и Акватермального гостиничного комплекса в Беломорске».

Про перспективы всесезонного курорта на Белом море судить пока сложно. Хотя замечательный опыт «Пудожской Ривьеры» у нас уже имеется. Но проект Беломорского глубоководного порта — это настолько замусоленная тема, что просто удивительно, зачем карельский губернатор вновь решил ее поднять!

Если вспомнить историю, то порт в Беломорске в советское время действительно был. Только это был рыбный порт, крупнейшее когда-то предприятие района, которое в годы капиталистической реставрации и людоедских либеральных реформ было полностью разграблено и разрушено.

В публичном пространстве тема строительства нового порта, глубоководного, неожиданно всплыла в 2011 году, перед выборами в Госдуму. Тогда сайт партии «Единая Россия» сообщал: «В Беломорске планируется построить новый морской торговый порт. Это довольно-таки крупный и стратегически важный для российской экономики проект, основу которого составляет специализированный угольный терминал».

Причем обещания давались более чем конкретные: «Проектная мощность первой очереди – 9 млн тонн в год, в том числе специализированный угольный терминал (8млн тонн в год) и универсальный погрузочно-разгрузочный комплекс (1 млн тонн в год). Более 635 человек непосредственно будет занято в пуске первой очереди проекта, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней за 10 лет работы порта составят более 5,5 млрд рублей».

После этих слов невольно вспоминается легендарная фраза: «Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать!»

Впрочем, как и следовало ожидать, обещания 2011 года так и остались на бумаге. Тем не менее, еще в 2019 году в прогнозе социально-экономического развития Карелии можно было прочитать: «На перспективу 2019 – 2024 годов… планируются к реализации новые крупные инвестиционные проекты: …строительство нового глубоководного морского торгового порта в г.Беломорске, ЗАО «Беломорский порт» (2019-2024 годы, 16696,7 млн. руб.)».

Однако еще много лет назад специалисты говорили о том, что не очень понятно, зачем глубоководный порт в Беломорске так сильно нужен. Хотя бы потому, что там мелководье, осенние шторма и 7 месяцев стоит лед. Все это требует дополнительных затрат на содержание ледокольного флота и проведения постоянных дноуглубительных работ. То есть проект был бесперспективным с самого начала. Зачем его вновь реанимировать?

Между прочим, в том же прогнозе социально-экономического развития было упомянуто и строительство Морской ветроэлектростанции в Кемском муниципальном районе. Это тоже легендарный объект, еще эпохи правления Александра Петровича Худилайнена. Напомним: «Первую в Карелии ветроэлектростанцию построят на китайские деньги… Правительство Карелии и китайская компания China State Energy Engineering (Sinomec) договорились о строительстве ветроэлектростанции за 9 млрд руб., сообщает пресс-служба главы Республики Карелия… Сроки реализации проекта — 2017–2020 годы».

Может быть лучше вспомнить про этот проект? С учетом моды на экологическую повестку и важности развития энергетики, он выглядит куда более заманчиво.