Государственное унитарное предприятие «Карелавтотранс» недополучило 6-8 миллионов рублей доходов из-за того, что руководство предприятия передало в начале мая этого года все самые прибыльные рейсы другим перевозчикам. Такие цифры привел бывший директор ГУПа Николай Кокшаров, выступая на заседании комиссии карельского парламента по транспорту, где обсуждалась ситуация в этом стратегическом предприятии республики. Кокшарову пришлось отвечать на прозвучавшие в ходе заседания претензии в адрес прежнего руководства ГУПа, касавшиеся взятого им банковского кредита на приобретение в 2013 году пяти белорусских автобусов «МАЗ». Нынешний директор республиканских предприятий «Карелавтотранс» и «Карелавтотранс-Сервис» Эльвира Каштанова заявила депутатам, что убытки «Карелавтотранс-Сервиса», которые по итогам трех кварталов составили почти 770 тысяч рублей, обусловлены выплатой процентов по кредиту на покупку белорусских автобусов. При этом современные низкопольные автобусы большой вместимости попросту простаивают и не приносят предприятию выручку, потому что, как утверждает Каштанова, их эксплуатация для «Карелавтотранс-Сервиса» убыточна.

Эльвира Каштанова. Фото: Валерий Поташов
Эльвира Каштанова. Фото: Валерий Поташов

«Целесообразность покупки этих автобусов была просчитана экономически, потому что кредит был взят на льготных условиях с компенсацией двух третей ставки рефинансирования белорусской стороной. Мы брали кредит под 12%, а 5,5% нам компенсировали. Такого кредита никто в то время не мог взять, – рассказал Николай Кокшаров. – Мы сейчас говорим о затратах, но не говорим о доходах. Доходы тогда были другие. Сейчас те рейсы, которые прежде выполнял «Карелавтотранс», находятся у других перевозчиков, поэтому, когда ушли доходные рейсы, экономика не стала складываться, и остались одни затраты».

Николай Кокшаров. Фото: Валерий Поташов
Николай Кокшаров. Фото: Валерий Поташов

По мнению бывшего директора ГУПа, в нынешнем тяжелом финансовом положении «Карелавтотранс-Сервис» оказался во многом из-за республиканского конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки, который был организован в этом году Госкомитетом Карелии по транспорту. В итоге сотни рейсов были объединены всего в четыре конкурсных лота – вместо прежних 98. Это решение карельских чиновников ударило не только по небольшим частным фирмам и индивидуальным предпринимателям, занимавшимся автоперевозками в районах республики, но и по ГУП «Карелавтотранс», который потерял самые популярные маршруты.

Примечательно, что руководитель Госкомитета Карелии по транспорту Игорь Жадановский на заседании депутатской комиссии отсутствовал, а его подчиненные не могли даже внятно объяснить парламентариям, почему Эльвира Каштанова до сих пор возглавляет оба предприятия – «Карелавтотранс» и «Карелавтотранс-Сервис», хотя республиканская прокуратура еще весной потребовала, чтобы она оставила одну из директорских должностей. «Мы ищем кандидата», — сказал чиновник комитета Александр Левченко.

Александр Левченко. Фото: Валерий Поташов
Александр Левченко. Фото: Валерий Поташов

Однако теперь ситуацией в «Карелавтотрансе» займется межведомственная комиссия, куда наряду с представителями республиканского правительства и депутатами карельского парламента, войдет и бывший руководитель предприятия. Комиссия намерена разобраться в причинах убытков ГУПа и эффективности управленческих решений по организации пригородных и межмуниципальных автобусных перевозок в республике.