Глава республики Артур Парфенчиков планирует реконструкцию участка федеральной трассы «Кола» от Петрозаводска до Кондопоги, расширив её до четырёх полос. А жители Кондопоги  мечтают, чтобы аварийные участки городских дорог ремонтировали и общественный транспорт курсировал по расписанию.

Прокуратура Кондопожского района провела проверку по обращению жителей, которые пожаловались на срывы регулярного автобусного сообщения между различными районами Кондопоги. Ответ жителей не удовлетворил, они намерены обратиться в суд, чтобы отстоять право на перемещение в родном городе.  У горожан возникают резонные вопросы к власти, которая рапортовала о решении проблемы. Ничего, что в «обновленном» после обращения в прокуратуру расписании не хватает 8 рейсов? От автобусных перевозок в Кондопоге остались рожки да ножки, и те кривые. А транспортное сообщение в районе относится к полномочиям муниципалитета.

Речь идет о маршруте № 1А. Что выгоднее: билет на автобус за 30 рублей или поездка в такси за 190? Такие расценки установились на маршруте от старинной улицы Кондопожской (когда-то здесь была деревня Кондопога) до центра современной Кондопоги. Несколько километров этой дороги, известной как дорога к Успенскому храму, находятся в таком виде, что таксисты меньше чем за 190 рублей ехать туда отказываются. Администрация самоустранилась от организации транспортного обслуживания на этой улице, ограничившись согласованием маршрута движения для перевозчика.

От остановки осталась одна стенка. Фото: Юлия Шевчук

Состояние остановок общественного транспорта в городе — отдельная тема, это как памятники бесхозяйственности. Кстати, прокуратура считает, что более половины всех остановочных комплексов в Кондопоге (47 из 69-ти) вообще не соответствуют никаким стандартам. Однако такая ситуация уже долгое время стандартна для города. Если разбираться, то выяснится, что денег в городском бюджете не хватает не только на остановки, дороги, автобусное сообщение, но и на благоустройство, освещение, муниципальное жилье и так далее. И это при том, что бюджет сэкономил на объединении администраций 20 миллионов рублей. Эту цифру сообщил уходящий со своего поста глава администрации Виталий Садовников в интервью газете «Новая Кондопога». И куда только деньги деваются…

Вы не поверите, но между администрацией и перевозчиком договора или какого-то иного документа, согласно которому осуществляют перевозку пассажиров на автобусном маршруте № 1А, просто нет. То есть муниципалитет, в полномочия которого входит обеспечение транспортной доступности для жителей, не может влиять на количество рейсов, соблюдение графика движения. Администрация может только просить бизнес войти в положение.

Как пояснили в администрации, договор заключается при проведении аукциона. А раз Совет Кондопожского городского поселения на перевозки по городу денег не выделил, то и аукцион не проводился, и договор не заключался. Вопрос: в чем роль администрации в организации транспортной доступности? Как она выполняла свои полномочия? Просто согласовав перевозчику маршрут движения?

Кстати, «Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в Кондопожском городском поселении на 2022 год» мы так и не нашли на сайте администрации КМР. Хотя он должен быть доступен жителям. Может, как нас заверили в прокуратуре района, он где-то в дебрях сайта АКМР и запрятан, но мы обнаружили только реестр для района. Который почему-то вывешен под названием «Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Кондопожского городского поселения».

Также журналисту нашего издания рассказали, что заявка на выделение средств на эти нужды неоднократно отправлялась в Минстрой РК, а также местным депутатам, готовятся сметы и на будущий год. Согласно нормативным расчётам, на организацию движения по городским маршрутам необходимо 11 миллионов рублей. И это при том, что организация автобусного сообщения в городе всегда считалась гораздо более выгодной, чем, скажем, по району.

Кстати, дотация на движение по районным маршрутам выделена на 2022 год, а вот на город — нет. Связано ли это с объединением городской и районной администраций, уменьшением доходов города и увеличением расходов района? Каким образом депутаты двух Советов так по-разному подошли к решению вопроса о выделении средств на организацию автобусного движения? Значит, в дефицитном районном бюджете средства нашлись, а в некогда профицитном городском — нет?

На кондопожском автовокзале есть расписание движения только по двум маршрутам. На вопрос о том, соблюдается ли график движения, нам пояснили, что да, автобусы ходят, но «по расписанию выходного дня». То есть рейсы, которые по графику должны быть в будни, могут быть отменены. Вывод: городские автобусы в Кондопоге курсируют только потому, что перевозчик (ИП Виктория Данилкина) соглашается этим заниматься. Срывы графика движения предприниматель объясняет нехваткой водителей, которые к тому же болеют, уходят в отпуска.

Намаявшись в ожидании автобусов, жители дома № 98 по улице Кондопожской обратились с заявлением в прокуратуру. Регулярные срывы рейсов с улицы, отдаленной от центра города, подвигли их на решительные действия, чтобы отстоять свои права. Вы спросите, а почему дорога на улицу Кондопожскую находится в плохом состоянии и предприниматель делает все, чтобы сократить количество рейсов и сохранить свои машины? Вам ответят, что на ремонт нескольких километров в городском бюджете денег нет.

А мы добавим, что глава республики думает не об улице Кондопожской, а о четырёх полосах трассы «Кола». О планах реконструкции он объявил во время своего разговора с новым главой администрации Кондопожского района Дмитрием Зацепиным 9 сентября. Хочется надеяться, что глава города и председатель горсовета сказал главе республики о насущных проблемах Кондопоги, в частности, с автобусным сообщением на многострадальной Кондопожской улице.

Дмитрий Зацепин и Артур Парфенчиков. Источник: пресс-служба правительства РК

Артур Парфенчиков мыслит перспективнее и масштабнее. Это ведь хорошо, четыре полосы разгрузят трассу и позволят водителям не плестись 70-90, а ехать 100-110 км в час. Опять же польза для транзитников, туристов, предприятий. Кто спорит? Но почему часть средств по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги», выделяемых на Петрозаводскую агломерацию, не могут быть потрачены на реконструкцию скромной дороги внутри агломерации, например, в Кондопоге на улице Кондопожской?

Это позволило бы организовать стабильное автобусное сообщение, современные остановочные комплексы, обеспечило бы нормальный проезд к жилому фонду, восстанавливаемому Успенскому храму, к промплощадке ОАО «Карелия Палп» (Кареллестранс), очистным АО «Кондопожский ЦБК», заводу ООО «Карелминерал», пейнтбольному клубу, многочисленным цехам по производству изделий из камня, мебели, гаражным кооперативам, садовым товариществам, старому кладбищу, автодромам, площадке ГИБДД и т.д.

Жители не станут разбираться в причинах срывов автобусных рейсов. Они справедливо полагают, что общественный транспорт должен ходить по расписанию, чтобы можно было уехать в больницу, аптеку, магазин, суд и так далее. Не у всех есть автомобили, поэтому автобус необходим. Как больному человеку добираться в город? Почему он вынужден стоять под дождём и ветром, напрасно ожидая такой нужный транспорт?

Прокуратура района направила в администрацию предписание об устранении нарушений в части оборудования остановок и организации движения по маршруту № 1А.  Каким образом администрация будет выполнять это предписание? Выделение средств зависит от депутатов горсовета, которые, наверное, за что-то невзлюбили жителей отдаленных районов Кондопоги, раз на оставшиеся в расписании два маршрута не могут найти денег. Финансирование по остаточному принципу проблему не решит, пассажирские перевозки в городе так и будут под постоянной угрозой срыва.