В конце 2021 года в Карелии запущен пилотный проект по созданию Петрозаводской агломерации. В неё вошли столица Карелии Петрозаводский городской округ и близко расположенные Кондопожский, Прионежкий и Пряжинский муниципальные районы.

Об этом 16 февраля в ходе онлайн-совещания правительства региона по социально-экономическому развитию Прионежского района сообщили глава республики Артур Парфенчиков и министр имущественных и земельных отношений Яна Свидская. Руководит проектом вице-премьер по экономике Дмитрий Родионов.

На примере Прионежья видно, какие изменения ожидают районы, вошедшие в агломерацию, в сфере земельных отношений.

Из презентации Яны Свидской

Карельское правительство насмотрело в трёх районах земельные участки для различных нужд. Только в Прионежском районе это 962 гектара, из них более 800 — под ИЖС и сопутствующую инфрастуктуру, 25 — под промплощадки по деревообработке и логистический центр, более 130 — для баз отдыха и других туристических объектов.

Для подготовки земельных участков в Прионежье в течение трех лет потратят более 18 миллионов. На что? Перекроят границы населенных пунктов, внесут изменения в правила землепользования и застройки, переведут земли из одной категории в другую. Всё это означает вовлечение в оборот новых площадей, где сейчас расположены леса, земли сельхозназначения и т.д. С одной стороны, это неплохо, создается основа для развития поселений, с другой — при таком массовом освоении новых перспективных участков на пристоличной територии, под шумок о развитии экономики и комфорте жителей могут наступить непоправимые последствия для окружающей среды.

Каким образом при строительстве домов на таких больших площадях будут решаться вопросы сброса сточных вод? Опять же никто не говорит о том, просчитаны ли в целом последствия освоения территории вокруг Петрозаводска под, как уточнила Яна Свидская, «реализацию инвестиционных проектов, в том числе в сфере туризма, промышленности, сельского хозяйства»? Скажем, чем чревато постепенное соединение двух городских территорий — Петрозаводска и Кондопоги, мощных промышленных зон? Ведь по меркам Санкт-Петербурга расстояние в 60 км по федеральной трассе между Петрозаводском и Кондопогой — буквально ничто, из спального района северной столицы добраться до места работы гораздо сложнее.

Бумажное увеличение числа жителей в созданной агломерации позволит правительству региона заявляться и получать финансирование из федерального бюджета на крупные проекты в различных сферах. Понятно, что роль основного игрока будет играть Петрозаводск. Кстати, нормативно-правовых актов, регулирующих появление этого относительно нового механизма, не издано.

В ходе совещания и глава региона, и министр называли агломерацию — Петрозаводская городская. Но в итоге Артур Парфенчиков поправился и просил исключить из словосочетания слово «городская», чтобы не было путаницы в понятиях. Он уточнил:

«Статус территорий, которые войдут… входят… уже образуют агломерацию Петрозаводска… Границы районов не меняются. Статус посёлков не меняется. Статус сельской местности со всеми льготами не меняется… Мы лишь говорим о некой совокупности территорий, которая получает название Петрозаводская агломерация, потому что она в своём социально-экономическом развитии тяготеет к городу Петрозаводску. Наша задача — сделать это максимально комфортно для жителей».