Тянуть до последнего. Чиновники не отменяют скандальный конкурс на автобусные перевозки, хотя суд признал его незаконным

2
997
Вице-премьер Карелии Игорь Ширшов. Фото: Сергей Мятухин
Вице-премьер Карелии Игорь Ширшов. Фото: Сергей Мятухин

Скандально известный конкурс на пассажирские перевозки, который лишил работы многих карельских предпринимателей, на днях был отменен окончательно. Решение об этом 27 февраля в Санкт-Петербурге принял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, поставивший точку в истории с переделом рынка транспортных услуг в Карелии.

Согласно решению суда заключенные в результате конкурса договоры с четырьмя победителями должны быть расторгнуты. Однако карельские чиновники делают все, чтобы оттянуть исполнение судебного решения.

Наглость Дроздова и змеи Худилайнена

Петрозаводский автовокзал. Фото: Сергей Мятухин
Петрозаводский автовокзал. Фото: Сергей Мятухин

Причиной для отмены конкурса от 30 июня 2015 года стало явное ограничение конкуренции, когда три сотни маршрутов по всей республике вместо прежних 98 лотов были сведены в четыре, а к участникам торгов было предъявлено требование иметь не менее 17 автобусов. Понятно, что такие условия отсекали карельских перевозчиков, которые могли в лучшем случае претендовать на роль субподрядчиков у ГУП «Карелавтотранс» и нескольких фирм, выигравших конкурс и аффилированных, по всей видимости, с питерским бизнесом.

Надо сказать, что незаконность конкурса и его несоответствие федеральному закону «О защите конкуренции» еще осенью 2015 года установило УФАС Карелии. Однако республиканский госкомитет по транспорту попытался оспорить решение антимонопольщиков и проиграл дело. Правда, это ничуть не помешало председателю Госкомтранса Виктору Дроздову заявить, что ведомство не собирается ничего менять, пока суд не отменит итоги незаконного конкурса.

Бывший председатель Госкомтранса Карелии Виктор Дроздов. Фото: Сергей Мятухин
Бывший председатель Госкомтранса Карелии Виктор Дроздов. Фото: Сергей Мятухин

С подобными заявлениями чиновник выступал, несмотря на общественное негодование, а также критику со стороны регионального бизнес-омбудсмена Елены Гнетовой и карельских парламентариев, говоривших о необходимости проведения нового конкурса. Больше того, Госкомитет напрочь отметал любую критику – при полном одобрении первых лиц республики.

Дошло до того, что на одной из сессий Заксобрания глава Карелии Александр Худилайнен разразился тирадой по этому поводу. На вопрос депутата от «Яблока» Эмилии Слабуновой, не лоббируются ли таким конкурсом чьи-либо интересы, губернатор заявил, что в республике идет «наведение порядка». При этом лишившихся работы карельских перевозчиков Худилайнен обвинил в плохом состоянии автобусов, в которых едва ли не змеи ползают.

Экс-губернатор Карелии Александр Худилайнен. Фото: Сергей Мятухин
Экс-губернатор Карелии Александр Худилайнен. Фото: Сергей Мятухин

Арестовывал и сам был арестован

Но не только словесно доставалось карельским перевозчикам от правительства Худилайнена. Когда некоторые предприниматели нашли юридическую лазейку и стали оказывать услуги не по установленному госкомтрансом расписанию, а по заказу других юрлиц, власти объявили их «нелегалами» и в буквальном смысле стали прибегать к репрессивным методам.

Так, в марте и апреле прошлого года сотрудники Госавтонадзора и ГИБДД несколько раз арестовывали автобусы ИП Данилкина и ИП Белкина, прибывавшие из Кондопоги к железнодорожному вокзалу в Петрозаводске. Без всяких объяснений правоохранители грузили технику на эвакуаторы и увозили на штрафстоянку в Шуе, не выдав водителям никаких документов.

Принудительная эвакуация автобуса у железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фото: Алексей Владимиров
Принудительная эвакуация автобуса у железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фото: Алексей Владимиров

Непосредственно руководил «зачисткой» строптивых перевозчиков замначальника УГАДН Карелии Денис Краснопевцев, который на недоуменные вопросы предпринимателей о том, куда увезли их автобусы, издевательски предлагал подать заявление об угоне.

Но словно по кармическому закону репрессивные меры Краснопевцева вернулись к нему бумерангом. В январе этого года вместе со своим шефом Рафаилом Галикеевым чиновник был арестован по подозрению в получении взятки и превышении полномочий с применением насилия, на чем его карьера, видимо, бесславно закончилась.

Денис Краснопевцев оказался фигурантом уголовного дела. Фото: Алексей Владимиров
Денис Краснопевцев оказался фигурантом уголовного дела. Фото: Алексей Владимиров

Не усидели, к слову, на своих местах и Александр Худилайнен с Виктором Дроздовым, обрекшие на разорение карельских автоперевозчиков. Первый был отправлен в «добровольную» отставку, а второго просто не переназначил врио губернатора Артур Парфенчиков, пришедший на смену Худилайнену. И не исключено, что на этом падение чиновников не остановится. Если, конечно, кармический закон, связывающий действия любого человека и наступающие для него последствия, все-таки существует.

Суд решил, но мы подождем

Правда, пока судьба разбирается с чиновниками, результаты отмененного конкурса продолжают действовать, а победившие в нем фирмы по-прежнему зарабатывают на транспортных услугах.

Столь парадоксальная ситуация (ведь есть судебное решение!) сложилась из-за того, что чиновники должны подготовить и провести новые торги, и затянуться это может ни много ни мало на полгода.

Игорь Ширшов. Фото: Сергей Мятухин
Игорь Ширшов. Фото: Сергей Мятухин

О такой перспективе во время недавнего правительственного часа в Заксобрании проговорился вице-премьер Карелии Игорь Ширшов. Позднее, когда нам удалось дозвониться до чиновника, он добавил, что в правительстве еще подождут, когда Тринадцатый арбитражный суд составит и пришлет необходимые бумаги с разъяснениями, и только после этого начнут предпринимать какие-то действия.

– Дождемся, когда придет судебное решение, – предложил чиновник, дав понять, что Госкомитет по транспорту так просто не сдает свои позиции.