Алексей Владимиров

Алексей Владимиров

Член Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Карелии, журналист. По его словам, в журналистику попал случайно, но как-то затянуло. Сотрудничал и сотрудничает с Агентством журналистских расследований (Санкт-Петербург), газетой «Совершенно Секретно» и другими федеральными СМИ. Лауреат четырнадцатого профессионального конкурса журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо» в номинации «Лучшее журналистское расследование» за 2008 год.

Группа жителей карельского города Сортавала заподозрила местного предпринимателя Олега Белова в мошенничестве и обратилась в правоохранительные органы провести проверку. «Черника» заинтересовалась этой историей и узнала много любопытного.

Как выяснилось, с 2016 по 2019 годы Белов руководил хозяйственной и финансовой деятельностью на лодочной станции около школы № 1.  Этот социально значимый объект столицы Северного Приладожья в начале 2014 года странным образом перешёл в частную собственность некоему жителю Петербурга Сергею Кондратьеву.

Странным образом лодочный причал перешёл в частную собственность частному лицу из Петербурга. Источник фото: https://gazetaladoga.ru/

По условиям договора купли-продажи лодочной станции, заботливо подготовленного администрацией города с целью наконец реконструировать сильно устаревший объект, в течение трёх лет со дня регистрации прав на собственность новым владельцем лодочная станция должна была сильно преобразиться: кроме полной реконструкции сгнивших деревянных настилов, Кондратьев должен был оборудовать станцию устройством для спуска/подъёма судов, специальными ваннами для регулирования двигателей, санблоком, мусоросборником, конструкциями для ограждения и сбора нефтепродуктов и многим другим. Для жителей Сортавала пенсионного возраста в договоре имелись особые условия в виде льготной платы за аренду лодочного места стоимостью не более 30 % от утверждённых расценок.

Но, как не трудно удостовериться, плачевный вид единственной лодочной станции Сортавала говорит сам за себя: за шесть лет в руках нового собственника станция не претерпела никаких изменений. И даже более того: объект до сих пор не зарегистрирован в ГИМС МЧС, куда неоднократно поступали жалобы от группы жителей. Администрация района, судя по всему, никак не контролирует выполнение особых условий договора собственником.

До такого состояния доведена единственная лодочная станции Сортавала. Фото: Сергей Марценюк

По факту эксплуатации незарегистрированной и необорудованной должным образом лодочной станции весной 2019 года Кондратьев был приглашён в Сортавальское отделение ГИМС МЧС для дачи объяснений. Им было написано заявление, что до конца мая 2019 года все маломерные суда с лодочной станции уберут и доступ на неё будет ограничен. Тем не менее лодочная станция под чутким руководством Белова продолжала работать весь период навигации (лето и осень) и работает по сей день.

Корреспонденту «Черники» удалось связаться с Олегом Беловым и выяснить некоторые подробности.

Олег Белов. Фото из личного архива.

— Олег Сергеевич, группа граждан прислала нам в редакцию письмо в связи с заявлением о мошенничестве на вас, по поводу пирса. Вы можете дать какие-либо комментарии по этому поводу?

— Да, я могу пояснить. Пирс принадлежит физическому лицу – Кондратьеву Сергею Геннадьевичу. С этим физическим лицом я знаком. Я в своё время ставил на этом пирсе катер и, когда Сергей Геннадьевич выкупил этот пирс, я его спросил, что будет дальше. Сергей Геннадьевич ответил, что он будет строиться – расширять пирс.  Я попросил его разрешить нам постоять, пока нет стройки, потому что здесь стоят в основном пенсионеры, и у людей нет денег платить по 5-7 тысяч за стоянку катеров. Он разрешил. Потом в 2014 году случился кризис и его планы поменялись, поэтому стоять он нам разрешил и дальше.

Стояли мы так: всего четыре сторожа было, они работали посменно и за каждую смену получали 1000 рублей. То есть деньги уходили им на зарплату — 30-31 тысяча, на оплату электроэнергии, которой пользовались сторожа, ну и на свет, который проходил по периметру пирса для охраны. Благополучно эти годы мы стояли, потом появился такой сторож по имени Сергей Марценюк. Ему не давали покоя все эти деньги, которые собирались.

— Извините, пожалуйста, вот то, что Марценюку деньги покоя не давали: а там серьёзные суммы проходили, что ли?

— Нет, там не такие серьёзные суммы. Было порядка 60 катеров, собирали с каждого катера по 500-600 рублей, зимой было подороже, потому что света больше жгли. Там выходило порядка 40 тысяч в месяц на свет и на оплату сторожей. В один прекрасный момент Марценюк собрал группу людей из тех, кто стоял, организовал собрание. Я сказал, что настолько устал, что забираю свой катер и ухожу отсюда. Это было в августе 2018 года. А где-то в сентябре этого же года мне позвонил Кондратьев и спросил, что происходит на пирсе. Я ответил, что ушёл оттуда и не знаю. На это Кондратьев сказал, что в таком случае он закрывает этот пирс, потому что до него дошли слухи, что за свет не платится, какие-то разборки идут, ему это не нужно всё. Я спросил, есть ли какие-то варианты, ведь там люди стоят. Кондратьев ответил, что вариант есть один – чтобы я снова взял хозяйственную деятельность под свой контроль. Я собрал собрание и сообщил информацию от собственника о том, что либо я всё контролирую, либо он всех разгоняет.

В марте 2019 года группа жителей Сортавала вместе с Сергеем Марценюком подала коллективное заявление в полицию на Белова в связи с его незаконной хозяйственной деятельностью на лодочной станции. Очевидно, что никаких разрешающих документов на эксплуатацию данного объекта у Белова никогда не было. Да и как можно эксплуатировать объект без регистрации и соответствующего оснащения?

Хотя в 2018 году на лодочной станции утонул человек, и по данному несчастному случаю приезжала разбираться полиция, никого не смутило, что ответственность за жизнь и безопасность людей на данном объекте никто не несёт. Ну уж точно не Белов. Последний действовал исключительно на основании личных договорённостей с Кондратьевым, в свою очередь не вложившим в реконструкцию социально значимого объекта ни рубля. Ведь даже на жалкий ремонт деньги опять же собирались с собственников лодок, при этом отчётности по закупленным материалам также не предполагалось.

По данным журналов лодочной станции, предоставленных в Следственный комитет в качестве доказательства, суммы, которые Белов незаконно собирал с постоянных и сезонных арендаторов лодочных мест, превышали 500 тысяч рублей в год. Очевидно, что никаких налогов от такой «благородной» деятельности Белова на благо лодочников город не получал.

Дело было передано в Следственный комитет по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, но по неясным обстоятельствам вскоре было закрыто. Из восьми заявителей опрошен был лишь один – Сергей Марценюк, однако вместе с показаниями Белова этого странным образом оказалось достаточно для вынесения в апреле 2019 года постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. После жалоб в СК о процессуальных нарушениях дело всё же возобновили.

Прокуратура отвечает

Жители города, обеспокоенные тем, что администрация города не проявляет никакого интереса к проблеме полного обветшания единственной городской лодочной станции –  будка сторожей медленно, но верно уходит под воду — обратились в прокуратуру Карелии. В феврале 2019 года надзорный орган подтвердил факт неисполнения Кондратьевым обязательств, взятых по договору, и сообщил, что администрацией Сортавала Кондратьеву направлена претензия.

Кроме того, в связи с тем, что объект эксплуатируется без соответствующего разрешения, информация о данном факте направлена прокуратурой города в Сортавальское отделение ГИМС для рассмотрения вопроса о принятии мер к пресечению незаконной эксплуатации объекта и привлечении виновного лица к административной ответственности.

«Оснований для принятия других мер прокурорского реагирования не имеется», — сообщил и.о. начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства А.В. Гутов.

МЧС реагирует

В июне 2019 года сортавальской прокуратурой при участии руководителя ГИМС была осуществлена проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, материалы направлены в мировой суд. Постановлением мирового судьи было назначено административное наказание в виде предупреждения.

Также по результатам вышеуказанной проверки прокуратурой было возбуждено дело об административном нарушении в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ «Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий». Как итог, Кондратьеву назначено наказание в виде штрафа размером в 1000 рублей.

«Таким образом, ГИМС были предприняты все возможные меры в пределах полномочий, предоставленных законодательством РФ», — сообщает начальник Главного управления МЧС по Республике Карелия С.А. Шугаев.

Тем временем лодочная станция продолжает незаконно эксплуатироваться.

Снова о бюджете

Администрация Сортавальского муниципального района весной 2014 года заключила с Кондратьевым ещё один договор на аренду земельного участка площадью 5140 кв. м вдоль набережной Ладожской флотилии, рядом с лодочной станцией.  И по этому объекту у Кондратьева также имеется неисполнение обязательств по уплате аренды, которая целиком должна идти в бюджет города.

С вопросами о сумме задолженности по арендной плате конкретно Кондратьева и о том, какие эффективные меры принимаются администрацией города по взысканию задолженности и контролю исполнения договорных обязательств в целом, жители по прямой линии телекомпании «Брэвис» обращались к прокурору города Терешкову. Последний обещал отчитаться, но ответа так и не последовало.

Глава администрации Леонид Гулевич в своём ответе заместителю прокурора Сортавала А.С.-М. Магомадову ещё в ноябре 2018 года пояснил, что в связи с информацией о захламлении земельного участка, предоставленного в аренду Кондратьеву, планируется внеплановая проверка по соблюдению арендатором условий договора.

К сожалению, жители так и не смогли добиться от Гулевича результатов проверки.

Постскриптум

В 2017 году глава республики Артур Парфенчиков в своём интервью ТАСС с гордостью заявил, что Сортавала на глазах превращается в туристический кластер.  Подразумевает ли развитие города улучшение инфраструктуры для самих жителей Сортавала?

Март 2020 года. Фото: Алексей Владимиров

Вид с главного городского моста на историческое место – лодочную станцию, существовавшую ещё в 30-х годах прошлого века, — едва ли подтвердит красивые слова главы республики о развитии города.