Карелия опять не попала в медиарейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, который был подготовлен компанией «Медиалогия» совместно с общефедеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ). Как известно, ранжир медиа-показателей является результатом частного исследования, выполняемого на ежемесячной основе в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Сайт АСИ сообщает, что лидирующие позиции в медиарейтинге связаны с крупными событиями и инициативами, благотворно повлиявшими на региональное предпринимательство. Ведь «когда в регионе предпринимателей информируют об изменениях в деловой среде (льготы, налоговые каникулы, сокращение регуляторных процедур), меняются и предпринимательские настроения, улучшается бизнес-климат».
Что можно было бы зачесть в качестве элементов положительной динамики за апрель-май, если мы говорим о состоянии инвестиционной привлекательности Карелии? – Отставки непопулярных заместителей главы региона и одновременно министров экономического развития и финансов Валентина Чмиля и Алексея Максимова? Новые кадровые назначения, которые оформились в четырехуровневую систему принятия управленческих решений (министр – профильный зампред правительства – премьер-министр – губернатор)? В принципе это совсем не то, чего ожидает предпринимательское сообщество.
А что на другой чаше весов? – Начало фактического срыва выполнения Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Практически ни один пункт плана мероприятий, предусмотренных на 2016 год, не выполняется. Уже почти год саботируются работы по внедрению в Карелии лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, что материализовалось в неутверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению данных практик. Номинально прекращена работа Совета по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия. Возбуждено уголовное дело в отношении Анна Поздняковой, генерального директора Корпорации развития Карелии.
Стоит отметить, что медиарейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов создан для того, чтобы последовательно мотивировать региональные власти и медиа к публичному освещению деловых инициатив и достижений, которые происходят на местах для улучшения инвестклимата. Опыт показывает: когда в регионе представители бизнес-сообщества не только не знают, но и не пользуются мерами, генерируемыми органами исполнительной власти, то предпринимательские настроения приобретают негативную окраску и прямо влияют на показатели Национального рейтинга состояния инвестклимата, в котором существует целый набор критериев, оценивающих удовлетворенность субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Очевидно, что российские регионы конкурируют друг с другом за инвестора. Именно в таких обстоятельствах оказывается важна мотивация руководителей профильных министерств и корпораций развития, равно как и специалистов, формирующих региональную информационную политику. Но, как говорится, если нет позитивных инфоповодов о крупных событиях и комплексных инвестиционных инициативах, то никакой пиар не поможет. Нет конкретных дел – нет и хороших новостей.