Рыбная тема в последнее время вновь оказалась в центре внимания СМИ рыбных регионов страны, к которым относится и Карелия. Вызвано это тем, что после почти двухгодичной работы на разных площадках Минсельхоз и Росрыболовство убедило председателя правительства РФ Дмитрия Медведева внести в Госдуму разработанные ими поправки в Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Против положений этого законопроекта выступают многие отраслевые союзы, ассоциации Севера и Дальнего Востока, что должно быть известно российскому премьеру, и, тем не менее, законопроект уже поступил в Госдуму. Такая спешка вызвана указанием президента РФ Владимира Путина, данным им во время «Прямого диалога», ускорить внесение законопроекта с тем, чтобы он был принят этой «уходящей» Думой.
«Черника» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию председателя Координационного совета Северного бассейна «Севрыба», профессора Вячеслава Зиланова, который, как говорится, погружен в эту проблему:
– Вячеслав Константинович, как Вы относитесь к предложению премьера РФ Дмитрия Медведева увеличить до 15 лет срок, на который закрепляются квоты, и ввести так называемые квоты на «инвестиционные цели»?
– Все ведущие отраслевые союзы, ассоциации положительно относятся к увеличению срока с 10 до 15 лет закрепления долей- квот на вылов биоресурсов. Такая мера позволит планировать работу компаний в долгосрочном плане, включая инвестиции в обновление основных производственных фондов, а это, прежде всего, флот. Что же касается выделения до 20 процентов квот на вылов-добычу биоресурсов на инвестиционные цели и, в частности, на строительство рыбопромысловых судов и рыбоперабатывающих предприятий, то это предложение Росрыболовства, которое, к сожалению, вошло в законопроект правительства России, большинством рыболовного сообщества не поддерживается. Я также отношусь к этим «новациям» отрицательно, поскольку они экономически неоправданны, сама суть их – это «у всех отнять и избранным, точнее – своим, дать». Вот для этого и создана модель: мы вам – доли-квоты на 15 лет, вы нам – от этих квот 20% на инвестиционные цели. А кому дать эти 20% на инвестиционные цели – это уж мы, власть, определим. В результате все это окажется в руках «дружественных» властям крупных рыболовных компаний. Средние и небольшие компании станут нерентабельными, и их скупит крупняк, либо они разорятся. Многие работающие в них станут безработными.
– В одном из интервью, где речь шла о рыбном законопроекте, Вы сказали, что премьер-министр страны Дмитрий Медведев «дал старт переделу водных биоресурсов и основных фондов отрасли». Вы уже описали схему этого передела, а как это будет происходить на деле?
–Что касается деталей, а именно в них, как известно, кроется черт, то они будут известны только после того, как Госдума примет законопроект, президент утвердит его, и затем надо будет принять еще около 30 подзаконных нормативных актов с тем, чтобы закон начал работать. Вот в этих-то актах и сидит «черт передела». Но даже без них общий передел водных биоресурсов и основных фондов достаточно хорошо виден из положений законопроекта. Получается пикантная ситуация: чиновники выигрывают, пахарь «голубой нивы» проигрывает, и все это выходит из стен правительства, которое обязано по Конституции всегда защищать социальную сторону во всех предложениях своих чиновников. Правительству в этих условиях следовало бы прислушаться к мнению рыбаков и одернуть чиновников. Ах, нет, все происходит иначе! Вот уж, действительно, ситуацию образно можно охарактеризовать, используя известную притчу: «Рыба гниет с головы, но…председатель правительства Дмитрий Медведев продолжает чистить ее с хвоста». Возможно, депутаты приморских рыбных регионов остановят этот рыбный передел. Хотя они уже стали «хромыми утками» – в сентябре их будут переизбирать. Все мысли у них уже в сентябрьских событиях, и они проголосуют хоть за черта, лишь бы в Думе остаться. Многое в этих условиях зависит от отношения губернаторов к законопроекту по рыболовству. Ведь именно они столкнутся с социальными проблемами, когда небольшие рыболовные компании начнут разоряться. Но пока губернаторы, к сожалению, держат паузу.
– Карелия, как известно, является российским лидером в сфере товарного рыбоводства. Затронет ли «рыбный законопроект» интересы карельских форелеводов?
– Данный законопроект напрямую аквакультуру, товарное рыбоводство во внутренних водоемах не затрагивает, поскольку регулируется эта деятельность другим законом об аквакультуре и рядом нормативно-правовых актов. Вместе с тем общий подход федеральных органов к формированию законодательной базы в последние годы настораживает – они имеют запретительно-разрешительную направленность. А это – чиновник, чиновник и опять чиновник…Назрела необходимость все, что связано с аквакультурой и товарным рыбоводством на территории субъекта РФ, передать исполнительной власти на местах.
– Если мы говорим о необходимости развития рыбопереработки и обновления рыболовного флота, а для этого, по словам премьера Медведева, затевались поправки, какие шаги, на Ваш взгляд, нужно предпринять федеральному правительству в этом направлении?
– Мы живем с вами в капиталистической системе. А в ней шаги определяются экономическими законами этого жанра. Они просты и, надеюсь, известны правительству: спрос рынка на производимую продукцию, доступные долгосрочные кредиты – под 4-6%, и чтобы правительство «не душило» налогами и не «кошмарило» бизнес и держало подальше от бизнеса контрольно-силовые структуры. И все! Примеры рядом: Норвегия, Финляндия, Швеция…