Российская мечта об американской мечте

0
309
Антиамериканская пропаганда не смогла убить в россиянах интерес к Америке. Фото: caspiania.org
Антиамериканская пропаганда не смогла убить в россиянах интерес к Америке. Фото: caspiania.org

Наблюдается занятный парадокс. Чем больше накал официальной антиамериканской пропаганды, тем больше знакомых, коллег и приятелей интересуются американской политикой. Особый интерес вызывают внутрипартийные предварительные выборы. Праймериз органично встроены в президентскую кампанию. Они провоцируют дебаты о природе политики. О том, что такое власть. О том, как соотносятся власть и медиа. Как функционирует демократия. Как желание понравиться избирателям соотносится с популизмом. В проходящей в Соединенных Штатах президентской кампании отечественная публика ищет то, что не обнаруживает в словах и поступках представителей российского политического класса.

Запретить интересоваться заокеанскими электоральными процессами – сомнительный выход. В СССР чего только не запрещали – рок-музыку, джинсы, жвачку … Но как только потребовалось организовать мероприятие мирового масштаба – Олимпиаду 1980 года, так появились и производимая по лицензии кола, и жвачка, и все прочие «чисто американские» атрибуты, без которых не в своей тарелке себя чувствовал гость из любой страны мира. Да и граждане страны Советов всеми правдами и неправдами стремились заполучить ранее запретную «олимпийскую» продукцию.

Пепси-кола пришла в СССР с Олимпиадой. Фото: pastvu.com
Пепси-кола пришла в СССР с Олимпиадой. Фото: pastvu.com

И не только «олимпийская», но и вообще импортная продукция была доступна тем партийным боссам, кто более всех старался оградить простых советских граждан от ее развращающего и тлетворного влияния.

Совсем оградить не получилось – импорт в СССР просачивался и официально, и подпольно. А если «фирма» была недоступна, то ее успешно заменял «самопал». В подпольных цехах, в гаражных кооперативах и просто на дому изготавливались не вещи, «соответствующие традиции», а подделки под Запад, прежде всего – под Америку. Кому не доставалось и таких товаров, все равно были «в теме»: слышали, видели, знали, хотели приобрести.

Типичный пример советской антиамериканской пропаганды. Фото: vk.com
Типичный пример советской антиамериканской пропаганды. Фото: vk.com

Ну а дети партбоссов целиком были ориентированы на воспитание по американским стандартам потребления. Когда они подросли, и железный занавес, проржавев, рухнул, элита вся сплошь состояла из американцев. Нет, не зеркальных братьев жителей Нью-Джерси или Северной Каролины, а глобальных американцев, стандартизированных граждан Pax Americana, почитающих Соединенные Штаты центром мира.

В 1996 или в 1997 году в частной беседе один из профессоров МГИМО заключил: «Советский МИД был самым прозападным институтом в стране, а дипломатический корпус как никто другой представлял, что такое выборы и конкуренция в политике».

Советский МИД был самым прозападным институтом в СССР? Фото: vk.com
Советский МИД был самым прозападным институтом в СССР? Фото: vk.com

Простые смертные довольно быстро встроились в стандарт консюмеризма , тем более что в страну пришел не только ширпотреб, но и голливудская продукция, рестораны быстрого питания и сетевые магазины. Многие «замечательные вещи» не только пополняли карманы владельцев транснациональных корпораций, но и предписывали сравнительно унифицированные модели поведения.

Но тут выяснилось одно неожиданное обстоятельство. Те люди, которые много и с удовольствием читали американскую литературу, изучали историю и искусство, интересовались Америкой даже на обыденном уровне, оказались в среднем менее подвержены стандартизации.

То есть тот, кто знал хоть что-то об управляющем центре Pax Americana, оказался более способным к сопротивлению его идеологической трансляции через товарные бренды, образовательные и медийные системы. Те же, кто либо манкировал знаниями об Америке, либо не имел возможности их получить, попросту не могли распознать направленное на них воздействие.

 

Здание правительства России зачастую называют Белым домом. Фото: photosight.ru
Здание правительства России зачастую называют Белым домом. Фото: photosight.ru

Такое распознавание – важный навык, приходящий только через усилия, необходимые для познания. Неподготовленный не видит, что его сплошь окружают феномены и явления, пришедшие из Америки.

Здесь самый контекстуальный пример – начинающиеся праймериз «Единой России». Посмотрите, с какой тщательностью подбираются избирательные округа, кандидаты договариваются, чтобы фактически не оппонировать друг другу. Предварительно назначенный победителем в праймериз практически самостоятельно подбирает себе спарринг-партнеров из списочного состава «Патриотов России», «Родины» и беспартийных товарищей. Совсем скоро нам предложат так называемые «дебаты». Только красные флажки расставлены так, что никакой критики и незапланированной вольницы приключиться не должно. Может, именно поэтому все больше знакомых, коллег и приятелей спорят о Дональде Трампе и с каким-то нетерпением ожидают Супервторника?

Загрузка...