Наблюдается занятный парадокс. Чем больше накал официальной антиамериканской пропаганды, тем больше знакомых, коллег и приятелей интересуются американской политикой. Особый интерес вызывают внутрипартийные предварительные выборы. Праймериз органично встроены в президентскую кампанию. Они провоцируют дебаты о природе политики. О том, что такое власть. О том, как соотносятся власть и медиа. Как функционирует демократия. Как желание понравиться избирателям соотносится с популизмом. В проходящей в Соединенных Штатах президентской кампании отечественная публика ищет то, что не обнаруживает в словах и поступках представителей российского политического класса.
Запретить интересоваться заокеанскими электоральными процессами – сомнительный выход. В СССР чего только не запрещали – рок-музыку, джинсы, жвачку … Но как только потребовалось организовать мероприятие мирового масштаба – Олимпиаду 1980 года, так появились и производимая по лицензии кола, и жвачка, и все прочие «чисто американские» атрибуты, без которых не в своей тарелке себя чувствовал гость из любой страны мира. Да и граждане страны Советов всеми правдами и неправдами стремились заполучить ранее запретную «олимпийскую» продукцию.
И не только «олимпийская», но и вообще импортная продукция была доступна тем партийным боссам, кто более всех старался оградить простых советских граждан от ее развращающего и тлетворного влияния.
Совсем оградить не получилось – импорт в СССР просачивался и официально, и подпольно. А если «фирма» была недоступна, то ее успешно заменял «самопал». В подпольных цехах, в гаражных кооперативах и просто на дому изготавливались не вещи, «соответствующие традиции», а подделки под Запад, прежде всего – под Америку. Кому не доставалось и таких товаров, все равно были «в теме»: слышали, видели, знали, хотели приобрести.
Ну а дети партбоссов целиком были ориентированы на воспитание по американским стандартам потребления. Когда они подросли, и железный занавес, проржавев, рухнул, элита вся сплошь состояла из американцев. Нет, не зеркальных братьев жителей Нью-Джерси или Северной Каролины, а глобальных американцев, стандартизированных граждан Pax Americana, почитающих Соединенные Штаты центром мира.
В 1996 или в 1997 году в частной беседе один из профессоров МГИМО заключил: «Советский МИД был самым прозападным институтом в стране, а дипломатический корпус как никто другой представлял, что такое выборы и конкуренция в политике».
Простые смертные довольно быстро встроились в стандарт консюмеризма , тем более что в страну пришел не только ширпотреб, но и голливудская продукция, рестораны быстрого питания и сетевые магазины. Многие «замечательные вещи» не только пополняли карманы владельцев транснациональных корпораций, но и предписывали сравнительно унифицированные модели поведения.
Но тут выяснилось одно неожиданное обстоятельство. Те люди, которые много и с удовольствием читали американскую литературу, изучали историю и искусство, интересовались Америкой даже на обыденном уровне, оказались в среднем менее подвержены стандартизации.
То есть тот, кто знал хоть что-то об управляющем центре Pax Americana, оказался более способным к сопротивлению его идеологической трансляции через товарные бренды, образовательные и медийные системы. Те же, кто либо манкировал знаниями об Америке, либо не имел возможности их получить, попросту не могли распознать направленное на них воздействие.
Такое распознавание – важный навык, приходящий только через усилия, необходимые для познания. Неподготовленный не видит, что его сплошь окружают феномены и явления, пришедшие из Америки.
Здесь самый контекстуальный пример – начинающиеся праймериз «Единой России». Посмотрите, с какой тщательностью подбираются избирательные округа, кандидаты договариваются, чтобы фактически не оппонировать друг другу. Предварительно назначенный победителем в праймериз практически самостоятельно подбирает себе спарринг-партнеров из списочного состава «Патриотов России», «Родины» и беспартийных товарищей. Совсем скоро нам предложат так называемые «дебаты». Только красные флажки расставлены так, что никакой критики и незапланированной вольницы приключиться не должно. Может, именно поэтому все больше знакомых, коллег и приятелей спорят о Дональде Трампе и с каким-то нетерпением ожидают Супервторника?