Так называемое «общее имущество многоквартирных домов, расположенных на территории республики не ремонтируется. Взносы вносятся из рук вон плохо. На конкурсы по выбору подрядчиков на проведение работ почти никто не заявляется. Проектно-сметная документация не заказывается и, следовательно, не готовится. Значит и время непосредственной деятельности строительных компаний отодвигается на потом. Становится ясно, что намеченное на текущий год выполнено не будет.
Конечно, основные проблемы сложившейся ситуации связаны с несовершенной системой администрирования и отсутствием должного контроля, нацеленного на повышение эффективности. Однако существует целый комплекс противоречий, которые замалчиваются и сотрудниками республиканского фонда капитального ремонта, и чиновниками губернаторской администрации.
Во-первых, собственниками помещений многоквартирных домов являются не только граждане, но и органы местного самоуправления. До настоящего времени их значительная часть предпочитала просто не платить взносы, что привело к формированию задолженности в несколько десятков миллионов рублей. Здесь стоит внести существенное уточнение. Муниципальные районы и городские округа могут вносить взносы на капитальный ремонт только за счет средств расходных статей бюджета, а его доходная «половина» формируется посредством уплаты наших налогов. Не кажется ли несправедливым, что граждане-собственники квартир фактически обязаны вносить взносы и за своё жилье, и за то, которое находится в муниципальной собственности?
Во-вторых, в связи с массовым отказом от внесения взносов в суд подано 26 заявлений в отношении органов местного самоуправления и 690 исков о взыскании «задолженности» с владельцев квартир, которые не платят за капитальный ремонт. Слово «задолженность» совершенно не случайно помещено в кавычки. Дело в том, что статьи 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации содержат нормы, регулирующие отношения, которые возникают при получении жилищно-коммунальных услуг. Но ведь обязанность «своевременно и полностью вносить плату» за полученные услуги никак не коррелируется с обещанием получить услугу по капитальному ремонту, например, через 15-20-25 лет.
Следовательно, сотни судебных разбирательств могут закончиться ничем. Закон не обязывает вносить плату за то, что только обещано. Это, кстати, в значительной мере мотивирует граждан не платить. Кто-то планирует изменить жилищные условия, кто-то проживает не по месту регистрации собственности, кто-то готов продать имеющееся жилье, кто-то просто полагает, что не доживет. При этом, конечно, сам подход, при котором суды неспешно рассматривают подобные споры, существует практика апелляционного обжалования, направление исполнительных листов в службу судебных приставов, обращение взыскания на долго выявляемые доходы должников, является контрпродуктивным. Общая по республике задолженность будет не сокращаться, а только увеличиваться.
В-третьих, размер взноса на капитальный ремонт, как известно, определен постановлением республиканского правительства и составляет 6 рублей 30 копеек за один квадратный метр общей площади помещения в месяц. Никакой дифференциации нет, хотя более чем очевидно, что не только ремонт, но уже проектно-сметная документация будут кардинально отличаться по ценовому фактору, например, для многоквартирных домов в столичном Петрозаводске и, например, в Надвоицах. Они окажутся различными для «хрущевки» 1970 года постройки и «сталинки» с деревянными перекрытиями и «обременением» в виде «выявленной исторической, научной и художественной ценности».
В заключение стоит отметить, что до настоящего времени ни депутатами Законодательного собрания Карелии, ни надзорными органами не поставлен вопрос об обязанности руководителей Фонда капитального ремонта РК отчитаться за уже собранные взносы. Хотя подобные инициативы реализуются в большинстве субъектов Российской Федерации. Несмотря на утверждения, что «полня информация о деятельности размещена на официальном сайте фонда», это не так. Финансово-хозяйственная деятельность фонда совершенно непрозрачна.