«Черника» продолжает разговор о проекте фантастического по своим масштабам преобразования Мийнальского сельского поселения. Сайт компании «Северо-Западный коридор развития», наряду с некоторыми весьма интересными информационными материалами, содержит презентацию, подготовленную для представления китайской аудитории. Как можно предположить, это именно то, что было спозиционировано в качестве бизнес-плана во время переговоров, на которых «обсуждался вопрос строительства новой скоростной автомагистрали «Финляндская граница – Урал» … так, как этот проект власти Карелии предлагают китайским инвесторам.

Фрагмент презентации, представленной в Китае. Скрин с сайта nwcru.com
Фрагмент презентации, представленной в Китае. Скрин с сайта nwcru.com

Даже для краткого бизнес-плана инвестиционного предложения рассматриваемый документ выглядит весьма куце. Отсутствуют: а) финансовый план, в т.ч. прогноз прибылей и убытков, план доходов, расчет денежных потоков; б) инвестиционный план, в т.ч. оценка рисков, определение рыночного и операционного рисков, анализ чувствительности. Технико-экономическое обоснование ограничивается данными о времени прохождения транспортными средствами трех – считается, вероятно, прямых конкурентов – пунктов пропуска «Торфяновка», «Брусничное» и «Светогорск» (Ленинградская область).

Судя по последним данным сайта nagranitse, очередей на МАПП в Ленинградской области сейчас нет. Скрин сайта nagranitse.ru
Судя по последним данным сайта nagranitse, особых очередей на МАПП в Ленинградской области сейчас нет. Скрин сайта nagranitse.ru

Все данные взяты с сайта … nagranitse.ru. Кстати, читатель может сам посетить этот ресурс. Там аккумулируются сведения о скорости прохождения/пересечения госграницы. На момент написания этого материала онлайн-информирование указывало, что максимальное время ожидания … 16 минут. Однако для презентации китайским товарищам были скомпилированы данные на 3 января 2014 года … почти 13 часов. Да, конечно, бывало и такое. Но только ради «сглаживания пика» строить платную автомагистраль в 2700 километров представляется абсурдным.

Умилительно выглядит поданная информация по «кусочкам» планируемой трассы, которые еще надлежит построить. Как будто никто не собирается выкупать в собственность землю под дорогой, и она окажется в частных руках по мановению волшебной палочки. Но зато по «кусочкам» полетят многотонные траки (trucks) со средней скоростью … 150 километров в час.

Конечно, остается загадкой, что они повезут из Лахденпохья на Урал и обратно. Декларируемая федеральным центром стратегия импортозамещения уже разрушила тысячи торгово-посреднических связей. Россия фактически утратила значительный объем преимуществ от специализации и международного разделения труда.

Евгений Елин. Фото: economy.gov.ru
Евгений Елин. Фото: economy.gov.ru

Буквально вчера заместитель министра экономического развития России Евгений Елин заявил: «Мы видим, что эти ограничения (меры в ответ на международные санкции) сразу же дали рост цены более чем на 40% в сфере госзакупок. Кроме того, неограниченные по времени протекционистские меры неизбежно ведут и к снижению качества продукции». По мнению федерального чиновника, сейчас необходимо создать механизм, ограничивающий потери бюджета от протекционистской политики. «Потери возникают от того, что мы получаем рост цен из-за введения запретов и ограничения на госзакупки иностранных товаров».

Было бы наивным полагать, что инвестиционные аналитики и консультанты из Поднебесной не знакомятся со статистикой российских таможенных ведомств и не изучают заявления официальных правительственных лиц, подобные приведенному выше.

Более того, только на прошлой неделе министерство финансов Китая представило собственный предварительный отчет по оценке годового (за 2015 г.) ущерба российской экономике непосредственно от санкций: 40 миллиардов американских долларов – это недополучение притока западного капитала и 90 миллиардов американских долларов – от снижения так называемых «кумулятивных объемов экспорта» (прежде всего, из-за падения цен на нефть).

Расширять существующий пункт пропуска в местечке Париккала-Сювяоро, на который рассчитывает московская фирма, прагматичные финны не спешат. Фото: yle.fi
Расширять существующий пункт пропуска в местечке Париккала-Сювяоро, на который рассчитывает московская фирма, прагматичные финны не спешат. Фото: yle.fi

В заключение стоит отметить, что любой хороший бизнес-план всегда подробно и аккуратно детализирует цели на определенный период. Но не менее важно установление путей и средств достижения поставленных целей. Пока же стоит утверждать, что основной заявленный инвестор платной автодороги – компания «Северо-Западный коридор развития» – испытывает очевидные сложности даже в обосновании собственно экономической модели, на использовании которой можно было бы строить прибыльный бизнес и, следовательно, привлекать китайских партнеров.