В Петрозаводском государственном университете 28 октября открылась Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Спрос и предложение на рынке труда и образовательных услуг», которую карельский вуз проводит в этом году уже в двенадцатый раз. Вместе с ПетрГУ ее организаторами выступили российские министерства труда и социальной защиты, образования и науки, а также Минтруда Карелии. В нынешнем году свои доклады, касающиеся ситуации в сфере занятости населения, представили свыше 60 участников из 39 городов страны – от Архангельска до Южно-Сахалинска.
«Черника» воспользовалась этой возможностью, чтобы взять интервью у директора Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского университета Валерия Гуртова, который является заместителем председателя оргкомитета конференции. Мы решили сразу перейти к тематике обсуждения.
– Валерий Алексеевич, если взглянуть на данные официальной статистики, нельзя не заметить, что Карелия уже не первый год лидирует на Северо-Западе страны по такому показателю, как коэффициент напряженности на рынке труда. Это при том, что у республики, в общем-то, неплохой кадровый потенциал, у нас есть и высшие, и средние специальные учебные заведения, которые ежегодно выпускают тысячи специалистов. На ваш взгляд, почему такая ситуация сложилась в нашем регионе?
– Я бы начал с того, что есть официально зарегистрированная безработица, и есть вакансии, которые представленные на рынке труда. Отношение одного к другому – это и есть коэффициент напряженности. Но есть одно «но». У нас официально зарегистрированных безработных где-то около двух процентов, а общий уровень безработицы – около восьми процентов. Мы должны понимать, что людей, которые ищут работу, больше, чем официальных безработных. Второй существенный момент – это то, что представленные на рынке труда вакансии – это, в основном, низкооплачиваемые профессии, на которые низкий спрос. Третий момент связан с компетенцией: чтобы закрыть вакансию, нужно чтобы работник отвечал требованиям, не только с точки зрения его образования, но и трудовых навыков. Я бы не сказал, что в Карелии драматичная ситуация с безработицей. За последние годы уровень безработицы – как официально зарегистрированной, так и общей – слабо менялся. Ситуация на рынке труда в республике, в общем, стабильная. Есть в стране регионы, где ситуация от нашей отличается принципиально. Например, юг России, где уровень общей безработицы составляет 25-30%.
– А все же какие профессии в Карелии в дефиците?
– Дефицит и профицит профессий – тоже, в общем, показатель, который нельзя выводить как «среднюю температуру по больнице». Есть общие данные по Карелии, есть российские и мировые тренды, но в каждом муниципальном районе – своя специфика. В рамках нашего сотрудничества с министерством труда и занятости республики и министерством образования мы разработали информационный ресурс, который называется «Моя карьера. Портал по профориентации», где есть такой раздел как «Барометр занятости». Он как раз и показывает, какие профессии в Карелии востребованы, в том числе там есть дифференциация по муниципальным образованиям. Но основной тренд республики – это потребность в медицинских работниках и, как ни странно, педагогах. Хотя мы выпускаем педагогов много, но только 40% из них работает по специальности, и дефицит на рынке не исчезает. Ну и большое число вакансий по таким непопулярным профессиям, как продавец непродовольственных товаров. Очень тяжелая работа, но, как правило, низкооплачиваемая.
– Может, как раз посмотрим с вами ситуацию с вакансиями в разрезе районов?
– Ну, вот, к примеру, Кондопожский район…Как я и говорил, в дефиците здесь врачи разных категорий – стоматологи, отоларингологи, анестезиологи. Учителя иностранного языка…
– Возвращаясь к тому, с чего мы начали наш разговор, хотел бы спросить у вас, насколько система высшего и среднего профессионального образования Карелии отвечает сегодня потребностям рынка труда?
– Мы тоже находим ответ на этот вопрос на нашем портале, только в другом разделе – «Экономика и рынок труда», где у нас есть прогнозы развития ситуации на этом рынке. Если мы посмотрим на баланс дополнительных потребностей экономики в специалистах и выпуска системы профессионального образования, то увидим, что потребность в специалистах в целом выше чем то, что мы выпускаем. Выпускаем-то мы в системе высшего образования не так уж и много – около 1,2 тысячи человек, а потребность составляет около 3 тысяч. А если мы посмотрим по среднему специальному образованию, которое сейчас включает и рабочие профессии, то здесь ежегодная потребность в специалистах составляет около 8 тысяч человек, а система специального образования выпускает только 2,5 тысячи. У нас система образования качественная, но ее объемы недостаточны для рынка.