Пару дней назад были обнародованы результаты очередного исследования ВЦИОМа, связанного с динамикой текущей электоральной кампании. Опрос показал, что «точную дату думских выборов смогли назвать всего 37% россиян, а 54% заявили, что впервые слышат о выборах или не знают, когда они состоятся». Большинство политических наблюдателей были вынуждены признать, что к предсказаниям коллег-социологов о необычной и сложной избирательной кампании надлежит отнестись довольно серьезно.

Стоит предположить, что результаты по республике, если бы подобный исследовательский проект проводился в Карелии, ненамного отличались бы от продемонстрированного в общенациональной выборке. Последняя, кстати, уточняет, что «о времени проведения выборов лучше знают в старших возрастных группах (47% от 60 лет и старше) и меньше те, кто младше 25 лет (24%)». В целом это лишь подтверждает ориентацию на инерционный сценарий развития сентябрьской кампании.

Более или менее активный и информационно насыщенный период приключился у «Единой России» в связи с проведением майских праймериз. На следующей неделе медиа-внимание будет уделено череде партийных съездов, проведение которых является важнейшим этапом на пути определения списков кандидатов.

Валерий Федоров. Фото: wciom.ru
Валерий Федоров. Фото: wciom.ru

С другой стороны, начинается период отпусков, общtй расслабленности, сопровождающейся переключением в неактивный режим потребления электорально ориентированного контента. «Политическим партиям предстоит кампания в условиях пока ещё далеко не полной информированности граждан о дате выборов и их проведении по смешанной системе», – прокомментировал генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров.

По его мнению, свою роль сыграет и тот факт, что основная часть избирательной кампании придется на сезон летних отпусков. «Все это предвещает весьма необычную, сложную и трудно предсказуемую кампанию, исход которой совершенно не предопределен».

Определенные отклонения от «запрограммированного» сценария могут принести, пожалуй, лишь так называемые «шоковые события», т.е. т, которые фокусируют внимание общества на ситуационно обостренной проблемной ситуации. Показательным примером может служить медиа-позиционирование сямозерской трагедии. Достаточно посмотреть, как основные партийные игроки среагировали на произошедшее. Кто постарался занять позицию, совпадающую с или близкую к общественному мнению? А, может, кто-то смог это мнение сконструировать?

Механизмы «превращения» ситуации в проблему, что, в свою очередь, требует принятия тех или иных политических решений, известны менеджерам электоральных кампаний. При этом какая-то серьезная корректировка возможна только в ситуации, если влияние лоббистов и/или групп интересов оказывается довольно значительным.

Возвращаясь к данным ВЦИОМа, обратим внимание на то, что «готовы принять участие в выборах 51%». Это значит, что организаторам выборов пока не удалось заинтересовать молодежь. О своих планах проголосовать на парламентских выборах заявили, преимущественно пожилые люди (68%).

Плакат советских времен
Плакат советских времен

Также среди тех, кто с большей вероятностью придет на избирательные участки, – жители сёл (55%), женщины (55%), реже – молодёжь (43% от 18 до 24 лет), москвичи и петербуржцы (37%), мужчины (45%). Не планируют голосовать 28%. Еще 18% говорят, что определятся ближе к дате голосования.

Получается, что пока не оправдались и надежды политиков на рост интереса к выборам в Государственную думу при возвращении к системе определения победителей по смешанной системе (только 39% опрошенных в курсе того, что предстоящие выборы пройдут по данной системе).

Тем не менее, и столичные, и провинциальные политологи сходятся во мнении, что оживление внимания к сентябрьским выборам стоит ожидать с учетом региональной дифференциации. В «коротком листе» субъектов Российской Федерации, в которых можно предполагать быстрое изменение предвыборной ситуации, находятся Москва, Санкт-Петербург, Московская, Калининградская, Псковская области, Пермский край и, конечно, Республика Карелия.