Мы все давно уже привыкли, что российская власть у нас периодически сама себя легитимизирует. Вот президент у нас истолковал Конституцию РФ по-своему и решил выдвинуться на третий срок, не смотря на прямой конституционный запрет этого. Потому что захотелось снова в президенты. И побоку ему исчерпывающее толкование статьи 81 Конституции РФ, данное еще в 1998 году в определении Конституционного суда за номером 134-О, в котором говорится, что «Два срока полномочий подряд составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации не допускает».
Вот и самое дно (или, если угодно, днище) российской вертикали власти решило, что для удержания власти совсем не обязательно руководствоваться законами. Ну, а что, президенту же можно — почему нам нельзя? Однако обо всем по порядку.
Как известно, в Калевальском муниципальном районе уже несколько лет шли «бои местного значения» по поводу упразднения администрации Калевальского городского поселения в связи с инициативой объединения ее с районной администрацией. Как это у нас водится, инициатива родилась не на месте, а была спущена с уровня правительства Карелии еще при экс-губернаторе Худилайнене. Бои шли с переменным успехом, но, наконец, «объединительное лобби», поддерживаемое главой администрации района Валентиной Булавцевой, одержало верх, и было принято решение о слиянии двух структур с 2018 года. А до момента истечения своих полномочий (сентябрь 2018 г.) глава администрации Калевалы и администрация поселения работают на прежних основаниях. Депутаты совета переизбираются на сентябрьских выборах 2018-го.
Далее произошло то, что можно назвать депутатским демаршем. Сначала в октябре в отставку подала депутат совета поселения Жанна Шамалуева (в ноябре решением сессии совета эта отставка принята). Мотивация отставки проста: имеется представление прокуратуры Калевальского района о лишении мандата депутатов, нарушивших Закон «О противодействии коррупции», то есть не предъявивших справки о доходах в установленный законом срок. И если остальные депутаты, попавшие в «черный список», оплошность исправили и предоставили соответствующую справку, то Жанна Шамалуева — нет. То есть, если бы она не ушла в отставку добровольно, то лишилась бы мандата по представлению прокуратуры.
Затем еще три депутата подали в отставку по политическим мотивам — в знак протеста принятого решения об объединении: Валентина Терво, Любовь Горохова и Сергей Грушецкий.
Примерно в середине 2017 года произошла весьма интересная рокировка в районной структуре власти. Со своего поста ушел, подав в отставку, Геннадий Филиппов — глава Калевальского района. А на его место был избран депутат совета Калевальского городского поселения Андрей Хомич, представляющий городской совет в районном совете. Избран, как это водится, с большой «натяжкой»: депутаты четырежды голосовали, пока (путем индивидуальной работы с каждым из них) не был достигнут нужный результат. Но это так, семечки.
После отставки четырех депутатов совет Калевальского городского поселения фактически утрачивает свою дееспособность, то есть попросту лишается кворума (необходимых по уставу двух третей) для принятия решений. Фактически совет утрачивает и свою легитимность. Ведь, согласно закону, сложивший с себя полномочия депутат теряет свой статус с момента написания им соответствующего заявления.
В таких случаях совет должен бы самораспуститься. Должны быть назначены новые выборы депутатов, чтобы восстановить утраченную способность к законотворчеству. Естественно, при этом полномочия должны бы потерять все оставшиеся депутаты, включая свежеизбранного главу района Андрея Хомича.
Но в Калевале решили пойти другим путем. Сессия назначена на 25 декабря, но в ее повестке нет ни слова об отставке депутатов совета поселения. Но зато есть вопрос о восстановлении полномочий бывшего депутата Жанны Шамалуевой! О как! Не надо никаких выборов: избрался на выборах в депутаты, посидел, поисполнял полномочия и снова ушел в простой народ. А захотел — опять вернулся. Ну, типа, как в магазин сходил. Хочу — я депутат. Не хочу — не депутат. А захочу — снова приду и буду депутатом. Здорово, да? Вот изменились семейные обстоятельства у Жанны Шамалуевой (формулировка в проекте решения) — она и вернулась за своим мандатом!
Между тем, Любовь Горохова и Валентина Терво заявили об отставке 22 ноября и, по уставу, не позднее 22 декабря должна была бы пройти сессия по принятию соответствующего решения. Ведь, согласно ст. 37, ч. 2 устава, «решение совета о досрочном прекращении полномочий депутата совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий».
Третий депутат, написавший заявление об отставке — предприниматель Сергей Грушецкий — свое заявление отозвал. В телефонном разговоре он мотивировал это решение тем, что передумал уходить в отставку по соображениям ответственности перед избирателями, которые за него голосовали. Оставлю этот пункт без комментариев.
Для чего вообще весь этот разброд и шатания? Ну, ясно же — чтобы вернуть совету внезапно утраченную дееспособность!
Это, конечно, клоунада районного масштаба. Что хочу, то и ворочу. В принципе-то, ожидаемо. Все мало-мальски значимые решения, которые, как правило, спускаются с уровня республики на советах поселений и в районном совете не принимаются, а буквально продавливаются. Как через мясорубку — бесконечными уговорами депутатов. Никто это даже не пытается уже скрывать. Это такой своеобразный стиль работы районных властей.
У Валентины Булавцевой богатый послужной список таких продавленных решений. Самые ее значительные победы последнего года — решение о ликвидации администрации Калевальского городского поселения и так называемая на калевальских кухнях операция «Преемник» — продвижение на пост главы района Андрея Хомича. Он тоже в политике не новичок, да и личность в районе своими, скажем так, реформаторскими деяниями известная. Параллельно депутатству и главенству на районе он является председателем Совета Калевальского райпо. Предприятия, которое с судами и скандалами вышло, громко хлопнув дверью, из системы Карелпотребсоюза. Что это было — приватизация в новом формате, рейдерский захват или такой своеобразный прорыв в будущее — судить не нам. Теперь это «частная лавочка», и что там происходит — частное дело и частная головная боль работающих в ней людей и их руководителей.
Но вот то, что происходит в совете Калевальского городского поселения — крайне интересно. Не с точки зрения исполнения законов, а как раз с точки зрения вольной интерпретации законов и с точки зрения изучения судорожных экспромтов власти на местах совершающих «муниципальный переворот» в отдельно взятом районе Карелии.
Крайне интересен вопрос о «возврате» в лоно депутатства Жанны Шамалуевой, отказ которой от исполнения полномочий — уже свершившийся факт, утвержденный решением сессии в ноябре. Надзирающий орган — прокуратура Калевальского района — пока никак не комментирует телодвижения совета по «возвращенцу», однако есть все основания полагать, что речь идет о правовом нонсенсе. В конце концов, совет поселения — это не городской трамвай, в который можно зайти и выйти сколько угодно раз.
Обратите внимание, что в повестке дня сессии значится вопрос с формулировкой «Об восстановлении депутата совета Калевальского городского поселения по округу №4 (Заявление Шамалуевой Ж.В.)» (орфография сохранена). Каким образом это можно осуществить — не ясно. Ведь депутата уже нет! Все, сложил полномочия. Место вакантно. Есть депутатские полномочия, но нет самого депутата. С таким же успехом можно было написать формулировку «О чудесном Воскрешении депутата» или «О возвращении блудного депутата». Так, по крайней мере, будет понятно о чем речь — депутата, типа, возвращают к полномочиям.
Все, вроде бы понятно: есть заявление об отставке, есть решение о принятии отставки, есть заявление о «возврате в Состав Совета» (авторская формулировка Шамалуевой), и есть проект решения — отменить свое предыдущее решение. Все бы ничего, да речь ведь тут, господа, идет не о приеме на работу или на службу. Речь идет о ВЫБОРНОЙ должности. И коль скоро депутат сложил с себя полномочия, то обратный путь в депутатство для него может лежать исключительно через ВЫБОРЫ. Не совет делегировал сложенные депутатом полномочия, а избиратели. Вот от этого надо плясать, а не от того, кому и как депутаты совета решили раздавать «вакантные» полномочия. Эдак, ребята, мы дойдем до полного маразма, когда по заявлению в простой письменной форме вакантные депутатские места начнут занимать все кому не лень!
Впрочем, правовой нигилизм в Калевале — явление далеко не новое. Ведь если отмотать пленку истории немного назад, то выяснится еще одна интересная деталь: глава администрации Калевальского муниципального района Валентина Булавцева также вступила 18 октября 2013 года в свою должность с грубейшим нарушением процедуры ее утверждения в районном cовете через голосование депутатов.
Дело в том, что на том историческом заседании совета конкурсной комиссией были выдвинуты две кандидатуры на должность главы администрации — Вероника Ананич и Валентина Булавцева. Всем, конечно же, было понятно, что одна из них — подсадная утка. Вероника Ананич выступила с речью и призвала голосовать не за нее, признав по ходу выступления (имеется аудиозапись), что «Я в экономике не просто не ас, а вообще никто. Я — педагог…». Ее самообличительное выступление было встречено аплодисментами, но на радостях глава района Геннадий Филиппов допустил серьезнейшее нарушение процедуры: он вообще не выставил на голосование кандидатуру Ананич, предложив депутатам сразу проголосовать за Булавцеву. Хотя Ананич не брала самоотвода, а просто выражала свое мнение: голосуйте не за меня. Между тем, в порядке голосования сначала должно было быть голосование за кандидатуру Ананич (она была первой в списке кандидатов).
Таким образом, в Калевале как-то все во власти идет вкривь и вкось: сначала утвердилась не легитимным образом власть главы администрации района, а теперь еще выясняется, что депутаты по своему желанию могут сколько угодно раз слагать и снова получать свои полномочия! Не многовато ли для одного района?
Видимо, у представителей власти Калевальского района есть очень серьезное «прикрытие» на самой вершине республиканской власти, коль скоро они позволяют себе так вольно интерпретировать российское законодательство? Неужели в других районах Карелии действуют такие же правила (или понятия?) в работе Советов? Или, страшно даже подумать, так происходит по всей России?