Без «шума и пыли» в Карелии началось формирование нового – третьего по счету – состава региональной Общественной палаты. Умельцы в органах республиканской власти ловко режиссируют этот процесс, дабы не прорвались на публичную арену слишком активные борцы за гражданские права, от которых у власти одна головная боль.

С уверенностью судить об этом можем потому, что широкого информирования о начале приема документов от кандидатов в состав Общественной палаты Карелии, который рассчитан на месяц и, кстати, заканчивается уже 4 апреля, – нет. В тиши чиновничьих кабинетов министерства национальной и региональной политики РК собираются документы для «списка главы Карелии», из которого в соответствии с законом «Об Общественной палате РК» для работы в палате будет выбрано десять представителей от российских общественных организаций и профсоюзов. Вторую «десятку» формирует Законодательное собрание Карелии, где отберут кандидатов от карельских региональных организаций. Третья часть палаты будет сформирована на основе заявлений, поданных от представителей местных некоммерческих организаций уже после того, как две трети ее состава – от главы РК и парламента – приступит к работе.

По мнению экспертов, на этапе отбора членов нового состава ОП РК препятствия будут создаваться всем активным гражданам, которые понимают роль палаты, как субъекта общественного контроля за органами власти, переданного общественным палатам регионов в соответствии с российским законодательством. Нынешний состав Общественной палаты под руководством Натальи Вавиловой не особо преуспел в этой работе, но нервы чиновникам время от времени портил, вызывая представителей гражданского общества на обсуждение острых вопросов карельской действительности.

Секретарь Общественной палаты Карелии Наталья Вавилова. Фото: opkarelia.ru
Секретарь Общественной палаты Карелии Наталья Вавилова. Фото: opkarelia.ru

А почему бы не превратить Общественную палату Карелии в прототип Совета при главе РК по вопросам гражданского общества и правам человека, вероятно, решили в правительстве. Там уже несколько лет – тишь да гладь, полная подконтрольность органам власти, ни одного реального правозащитника, а только представители зависимых от власти НКО, все вопросы выхолощены и приглажены, словом, гражданское общество в своем худшем образе. Одна из руководителей Совета – Лилиана Жохова, советник главы РК по социальным вопросам, которая в свои 72 года недавно получила бюджетную должность руководителя «Центра Николая Рериха» при Национальной библиотеке Карелии, как говорят злые языки, уже примеряет роль руководителя Общественной палаты Карелии в новом ее составе.

У Лилианы Павловны занятная биография, далекая от непосредственной общественной работы. Когда-то в правительстве она числилась ответственным секретарем республиканской комиссии по делам несовершеннолетних, затем – в Центре планирования и репродукции семьи при Республиканской больнице, через который шло усыновление российских детей иностранцами и при зарубежной поддержке подростки получали контрацептивы. Отметилась госпожа Жохова и в ЗС РК, где возглавила Совет неправительственных организаций, хотя сама не имела никакого отношения к общественной работе как представитель НКО. Потом, на пике процветания неправительственных пенсионных фондов, она руководила карельским филиалом одной из таких структур. Еще при губернаторе Худилайнене загадочным образом Жохова получила общественную должность советника по социальным вопросам, у Парфенчикова за ней это пост остался. Какие советы дает Лилиана Павловна руководителю республики – мы видим, социалка в полном загоне…

Лилиана Жохова и член Общественной палаты России от Карелии Александр Титов. Фото: Алексей Владимиров
Лилиана Жохова и член Общественной палаты России от Карелии Александр Титов. Фото: Алексей Владимиров

Также, по информации общественности, на руководящую роль в новом составе ОП РК претендует руководитель центра гендерных исследований Лариса Бойченко, которая неоднократно участвовала во всевозможных выборах, попадая в число аутсайдеров, а недавно заявилась на должность уполномоченного по правам ребенка в Карелии, но тоже до финала не дошла, сняв свою кандидатуру в пользу ставленника губернатора Геннадия Сараева. С легкой руки Бойченко положение о Совете по правам человека при главе РК было изменено в части формирования состава этого, по идее, правозащитного органа. В результате шанс стать его членами получил ограниченный круг общественных активистов, что сделало этот орган практически закрытым для правозащитников.

Кстати, нынешний состав Общественной палаты Карелии предложил Совету по правам человека при главе республики еще год назад включить в план своей работы на 2017 год актуальные проблемы гражданского общества региона: о реализации прав главных редакторов и журналистов в обеспечение информационной открытости в работе органов муниципальной власти (Советов муниципальных районов и администраций) и независимости муниципальных изданий; об оказании содействия в разрешении проблем граждан заемщиков фирмы «Сана», приобретших свое единственное жилье в рассрочку; о соблюдение прав граждан на жилье, пригодное для проживания, при реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы; об оказании содействия жителям Медвежьегорска в реализации конституционного права на экологическую безопасность водопроводной воды; о подготовке анализа нарушений прав человека в республике Карелия в 2017 года совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Карелия. Однако ни один вопрос в повестке возглавляемого Жоховой совета при главе РК так и не появился.

ОП станет декоративным общественным органом при республиканской власти? Фото: Валерий Поташов
ОП станет декоративным общественным органом при республиканской власти? Фото: Валерий Поташов

Но вернемся к Общественной палате, которая готовится к очередному обновлению. Следует напомнить тем, кто сегодня планирует стать ее членом, что в соответствии с 1 статьей закона об Общественной палате РК вам придется обеспечивать взаимодействие граждан Республики Карелия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Создавая орган гражданского контроля административными способами, власть получит надежное декоративное прикрытие своей бездеятельности, поэтому формируется палата в тишине. А граждане что получат от такого органа? Разве что «палату номер три»…