Вот и весна прошла, а республиканское правительство не торопится внедрять лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Уже и профильного министра поменяли, и министерство переименовали, а в правительстве создали отдельную должность заместителя премьера по экономическим вопросам, но воз почему-то и ныне там.
Хотя если учесть, что в отношении генерального директора «Корпорации развития Республики Карелия» госпожи Анны Поздняковой возбуждено уголовное дело, то можно заключить, что «воз движется» в сторону, противоположную изначально заданному направлению. Для инвесторов предельно важно доверие, но о каких открытых взаимоотношениях можно говорить, если уверенность в порядочности ключевого переговорщика со стороны карельских властей сменилась подозрениями в мошенничестве?
Конечно, наряду с сугубо субъективной составляющей в инвестдеятельности огромную роль играют усилия региональной управленческой команды. Именно они и будут скоро оценены. Среди мероприятий, запланированных в программе ХХ Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016), 16-18 июня, особое место отведено презентации результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России и обсуждению механизмов развития предпринимательства.
Как известно, нацрейтинг состояния инвестклимата, составляемый федеральным Агентством стратегических инициатив, в прикладном аспекте представит оценку того, что было реально сделано на местах за время, прошедшее с презентации рейтинга-2015, в котором, напомним, Республика Карелия оказалась на сорок четвертом месте.
Чуть более чем через две недели рейтинг зафиксирует изменения 2015-2016 годов, а определенное Карелии место (строка в ранжире) позволит объективно охарактеризовать интенсивность и эффективность работы большого количества людей – прежде всего, сотрудников республиканского министерства экономического развития и промышленности – по формированию новой институциональной среды, заточенной на улучшение делового инвестиционного климата в регионе.
Уже сейчас стоит предположить предельно неблагоприятный сценарий развития ситуации. Это связано с тем, что до настоящего времени в Карелии не утверждена Дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата! В примерно половине российских регионах дорожные карты (планы мероприятий) были утверждены еще в начале осени 2015 года, а в подавляющем большинстве – до 31 декабря 2015 года. Кстати работу по одному из четырех тематических направлений по проекту дорожной карты номинально должна была координировать госпожа Позднякова.
К сожалению, это не столько указывает на обстоятельства очевидной потери темпа в управлении и выработке необходимых политико-административных решений, но свидетельствует об отношении всего экономического блока карельского правительства к систематической работе с инвесторами и предпринимателями.
В конечном счете все указанное выше негативно отразится на позициях республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в российских регионах. Не тайна, что выявленные рейтингом-2015 «узкие места» в первую очередь были связаны с административными процедурами (оценочной деятельностью, налоговым администрированием, регистрацией собственности) и получением разрешений на строительство и подключение к электросетям. Отсутствие действенной обратной связи, которую и необходимо было установить при внедрении лучших практик, не позволяет предметно выделить то, что подлежит совершенствованию или полному реформированию.
Объективно говоря, сегодня нет оснований надеяться на улучшение рейтинговых позиций Карелии в сравнении с другими территориями. Пока в республиканском кабинете министров новые управленцы обживались в высоких кабинетах, в других регионах правительственные чиновники более или менее системно внедряли лучшие практики, что хоть в малой степени, но должно было изменить бизнес-среду.