Позавчера на сайте Законодательного собрания Карелии появилась новая законодательная инициатива губернатора. Как сообщается в пояснительной записке, проект закона «О внесении изменений в статью 61 Закона РК «О государственных наградах Республики Карелия» разработан в целях совершенствования наградной системы и установления возможности поощрения орденом «Сампо» коллективов и организаций за высокие достижения и заслуги в экономической, социально-культурной, научно-технической, государственной, муниципальной и общественной деятельности, в области культуры, искусства, спорта, воспитания, просвещения, охраны здоровья, жизни и прав граждан.

Надо отдать должное Артуру Олеговичу Парфенчикову, благодаря ему в Карелии появилось сразу несколько новых государственных наград, таких как Орден «Сампо», медаль «За заслуги перед Республикой Карелия», медаль М. П. Пименова. И кропотливая работа над улучшением республиканской наградной системы продолжается. То есть теперь орденом «Сампо» можно будет награждать целые коллективы. Хорошее дело.

Однако само существование этого ордена вызывает противоречивые чувства. С одной стороны удивительно, что Артур Олегович Парфенчиков, постоянно демонстрирующий на публике свою воцерковленность, при учреждении главной государственной награды республики использовал сугубо языческий символ. Ведь те же представители Русской православной церкви ведут неустанную борьбу против пропаганды в Карелии разного рода языческих культов!

Но что будет, если за выдающиеся заслуги перед республикой потребуется наградить орденом «Сампо» кого-то из руководителей карельской епархии? Может выйти щекотливая ситуация!

А с другой стороны, нельзя не признать, в учреждении ордена «Сампо» есть глубокий символизм, похоже, оказавшийся непостижимым даже для самих инициаторов.

Напомним, что эта волшебная мельница в эпосе «Калевала» являлась источником благополучия, могла намолоть много хлеба, соли и денег. То есть была олицетворением мечты народа о достатке, воплощением извечных людских чаяний. А что с ней в итоге произошло? Сначала, как мы помним, ее украли, а потом, в пылу борьбы разбили на куски. И эти куски обеспечивали достаток и богатство лишь отдельным людям. Далеко не всем:

Плача, в путь она пустилась,
в Похьелу свою — стеная,
только крохи ей достались
от всего большого сампо,
все же унесла немного,
что мизинцем подцепила,
принесла лишь крышку
в Похью,
ручку сампо — в Сариолу.
Оттого и бедность в Похье,
оттого бесхлебье в Лаппи.

Получается, что Сампо — символ краха идеи всеобщего благосостояния из-за человеческой жадности и воровства. Если вспомнить историю нашей республики за последние тридцать с лишним лет, то окажется, что вся эта история с Сампо сильно напоминает карельскую действительность. Ну очень символическая награда!