Пока родители, пытаясь отстоять набор в первые классы Специализированной школ искусств в Петрозаводске, собирают подписи под обращением Дмитрию Медведеву, мамы и папы учеников коррекционной школы-интерната №22 со сложной структурой нарушения речи даже не представляют, где их дети продолжат начальное обучение в следующем году. Единственное в республике образовательное учреждение для ребятишек с тяжелой речевой патологией ждет реорганизация, а по сути – полная ликвидация. Родителям предлагают самим искать места для дальнейшей учебы особенных детей.
Попасть в интернат как поступить в Гарвард
«Попасть в Специальную школу общеобразовательную школу-интернат №22 в Петрозаводск для нас было как поступить в Гарвард. Я, проживая в Медвежьегорском районе, трижды отправляла документы в это учреждение. Пока сама не приехала и не положила документы на стол, у меня их не брали. А сколько таких людей в районах? В речевом отделении Республиканской больницы маленьких пациентов с патологиями хватает. Наши дети не просто буквы не выговаривают, у них другое мышление, сознание, им нужна комплексная реабилитация. И все условия для детей со сложной структурой нарушения речи созданы в школе-интернате №22. А нам сегодня говорят: «Идите, ищите место своему ребенку сами»», – не сдерживая слез, поделилась мама третьеклассника школы-интерната №22 Анна Евтухович.
Родители учащихся коррекционного учреждения для детей с тяжелой речевой патологией узнали о реорганизации школы в конце прошлого года. Они стали писать обращения в разные инстанции, пытаясь разобраться в законности и целесообразности данного решения министерства образования республики. Но надежд спасти интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья от оптимизации с каждым днем все меньше. 6 февраля подписано распоряжение правительства Карелии, согласно которому создана комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации образовательной организации. Помещения школы-интерната №22 будут переданы государственному учреждению дополнительного образования «Центр Ровесник», который находится по соседству с интернатом.
Школа не хотела развиваться?
«Причина закрытия школы-интерната №22 даже не экономическая: на 54 ученика приходится 86 сотрудников учреждения. Причина в том, что мы хотим реализовать права ребенка на обучение данной категории детей в полном объеме. А в этой школе на протяжении последних лет обучается только начальное звено. Учреждение так и не получило лицензию на следующую образовательную ступень. Все заканчивается для ребенка 4-м классом. А так быть не должно. Ведь дальше ребенок либо интегрируется, либо идет в другое коррекционное учреждение. И это стресс и для родителей, и для их детей», – заявила первый заместитель министра образования республики Татьяна Васильева на встрече с родителями, организованной региональным отделением Общероссийского народного фронта.
Почему школа-интернат не смогла получить лицензию на образовательную деятельность по реализации программ основного общего образования? То, что это учреждение пользуется спросом у жителей республики, ни у кого не вызывает сомнения. С каждым годом детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится все больше. И по мнению родителей, школу-интернат №22 нужно было развивать, а не ликвидировать. Но представители Минобраза республики мыслят иначе.
«Попытки со стороны министерства, как учредителя, подвинуть школу к получению лицензии на следующую ступень образования были сделаны, но они не увенчались успехом. У школы не было интереса дальше развиваться. Отсутствие лицензии – это проблема коллектива. Им и так было удобно и хорошо», – сказала замминистра образования Татьяна Васильева.
При этом замминистра все же уточнила, что долгое время перед школой не ставилось задачей получение лицензии на следующую ступень. Не было федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, не предъявлялись требования к тому, чтобы особенный ребенок получал должное образование.
Без шанса на выбор
«Мой ребенок, придя в первый класс, не говорил и десяти слов. А сейчас, в третьем классе, он и говорит, и читает, и пишет, и считает. И это все благодаря тому, что с ним занимаются логопед, дефектолог, психолог, педагог дополнительного образования. Здесь оказывают детям комплексную реабилитацию. У каждого из нынешних 54 учеников школы-интерната был шанс после 4-го класса пойти учиться в общеобразовательную школу. Сегодня министерство образования лишает наших детей этого шанса», – сказала на площадке ОНФ Анна Евтухович.
Представители министерства пытались успокоить родителей, заверив, что всем воспитанникам школы-интерната №22 будут предоставлены места в коррекционных классах общеобразовательных школ и существующих учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но чиновники не скрывали того, что мы крайне далеки до полного комплектования любой образовательной организации узкими специалистами. В каждой школе на 6-12 детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть ставки логопеда, дефектолога, психолога, тьютора (персонального помощника учителя). В реальности же у нас практически везде неполный комплект специалистов, сопровождающих детей-инвалидов.
Встревоженные родители и не рассчитывают, что их ребятишек с серьезной патологией речи примут в образовательные учреждения с распростертыми объятиями. Мало того, они уже столкнулись с тем, что петрозаводские школы отказывают их детям в устройстве. Так, в трех учреждениях с коррекционными классами им заявили, что мест нет. А в школах в районах республики зачастую вообще нет специалистов, работающих с детьми со сложной структурой нарушения речи.
«Если мы видим, что ребенку нужна специализированная помощь, мы предлагаем интернаты. У нас сохраняется 24 интернат (бывшая 47 школа), который физически будет расширяться, поскольку там есть для этого возможности. Сохраняются 23 интернат, где обучаются дети с нарушением зрения, и 21 школа-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», – сообщила замминистра образования родителям.
«Но нам никто не предлагал интернатов. Возможно, мы бы и перешли туда целыми классами со своими педагогами. А так мы сами выходим на учреждения образования и получаем отказы», – возмущались мамы учащихся школы-интерната №22.
«Если вы брошены, не можете найти школу, мы доработаем этот вопрос», – обещали представители Минобраза Карелии.
«Вы уже должны были все доработать. Вы сейчас нам красиво говорите, что вы сделаете то-то и то-то, но до конца года остались три месяца. Куда пойдут наши дети? Задуманная вами реорганизация, а на деле ликвидация школы, ухудшает условия для наших детей», – считают родители.
Поможет ли суд?
После непростого разговора родителей с представителями Минобраза республики «фронтовики» предложили провести в марте родительское собрание в школе-интернате. К встрече министерством и управлением образования администрации Петрозаводска должны быть подготовлены предложения по продолжению обучения каждого ученика, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
«Если к родительскому собранию родителям так и не будут предложены приемлемые для их детей варианты, мы будем настаивать на сохранении школы-интерната», — заявила член регионального штаба ОНФ в Карелии Ирина Устинова.
Вопрос о реорганизации единственном в республике учреждении для детей со сложной структурой нарушения речи для родителей остается открытым. Самые отчаянные мамы готовы обращаться в суд. Они уверены ликвидация школы нарушает реализацию прав детей-инвалидов на образование.