С этим предложением «Черника» обращается к временно исполняющему обязанности главы Карелии Артуру Парфенчикову, который, по его словам, объездил уже все районы республики, и знает все ее проблемы. Дело в том, что в нынешнем летнем сезоне карельский рынок пассажирских автоперевозок опять погрузился в самый настоящий хаос. Сорванные рейсы пригородных и междугородних автобусов вызывают массу возмущений жителей республики. Мы решили выяснить, в чем причина и как скоро это прекратится…

Вечером на остановке возле железнодорожного вокзала стоит около полусотни человек, ждут автобуса Петрозаводск-Кондопога. Кто-то возвращается с работы домой, кто-то ездил из райцентра в столичную больницу, кто-то просто по своим делам. Сегодня ГУП «Карелавтотранс» опять отменил все свои рейсы, поэтому автобусы кондопожского перевозчика Данилкина забиваются до отказа. В это время подъезжает автобус, и начинается давка. Счастливые обладатели билетов рассаживаются по своим местам, остальные утрамбовываются, как сельди в бочку. Около десятка человек не поместились – не повезло, будут ждать следующего рейса еще час. В салоне духота, пара студенток без комплексов уселись на ступеньку около двери, достали телефоны, на коленях у молодой мамы заплакал ребенок, рядом старушка тихо постанывает – возвращается с больницы после операции. Такой привычной стала картина в автобусах, следующих практически во всех направлениях карельских автоперевозчиков.

– Сейчас обстановка очень сложная, «Карелавтотранс» постоянно рейсы в Кондопогу отменяет и направляет свои автобусы по другим маршрутам, – рассказывает представитель ИП Данилкин Татьяна Матвеева. – Наши водители работают на износ. У нас даже Евгений Иванович (индивидуальный предприниматель Евгений Данилкин – прим. «Черники») сам несколько раз за рулем в рейсы выходил. На сегодня из 24 рейсов будут выполнены только 17, и это все наши автобусы. «Карелавтотранс» сейчас другие дыры закрывает своими автобусами. А у нас сейчас автобусы закуплены с учетом того, что петрозаводские большие автобусы тоже ходить будут. Кстати, у нас и автобусы свободные есть, так водителей не найти. Заявки в службу занятости лежат, к нам людей направляют, те приходят и сразу просят отказ написать. Говорят, что работать не собираются, лучше пособие получать будут. Вы, наверное, помните, когда нас начали прессовать? То ГИБДД на нас наезжали, то УГАДН автобусы беспредельно на штрафстоянку ставило. По чьему заказу, наверное, понятно? Вот и результат. Местные перевозчики практически все уничтожены.

Пассажиры едут даже на ступеньках. Фото: Алексей Владимиров

Напомним, в 2015 году в Карелии состоялся конкурс на право пассажирских автоперевозок. Республиканское правительство составило конкурсную документацию так, что поучаствовать в конкурсе смогли только крупные компании. Таковых в Карелии была всего одна – «Карелавтотранс». Остальной рынок заняли питерские перевозчики. Местным предпринимателям, несогласным с таким положением дел, пришлось изобретать новые схемы работы. Это не понравилось их крупным конкурентам, и карельских перевозчиков при помощи сотрудников УГАДН начали «зачищать» почти в прямом смысле. Незаконно арестовывались автобусы, необоснованно выписывались крупные штрафы. Прессинг местных автоперевозчиков длился около двух лет. В результате из 30 карельских автоперевозчиков на рынке остались лишь 15.

На Петрозаводском автовокзале висит объявление с просьбой отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. Диспетчер то и дело объявляет об отмененных рейсах. Представителя автовокзала – Андрея Хабибулина, который может что-то внятно разъяснить, можно найти на втором этаже. Правда, поговорить нет никакой возможности, постоянно кто-то отвлекает. Поэтому беру у него номер телефона и звоню чуть позже.

Петрозаводский автовокзал. Фото: Валерий Поташов

– Андрей, здравствуйте. Расскажите, что все же происходит на рынке автоперевозок? Почему такой хаос?

– Дело в том, что в начале июня с карельского рынка пассажирских перевозок ушли сразу три перевозчика вместе со всем своим транспортом. Одновременно расторгнув договора. Они составляли 40 процентов автобусов. Естественно мы оказались очень в трудном положении. Пришлось выгнать все, что может двигаться. В таком режиме работаем уже два с половиной месяца. Но так продолжаться долго не может. Наше правительство вроде как договорилось с правительством Москвы о безвозмездной передаче автобусов в безвозмездное пользование. Москва сказала: ладно. Сейчас ждем порядка 13 машин. Автобусы уже готовы, дело осталось за официальным решением москвичей. Как будет принято такое решение, Москва передаст эти автобусы правительству Карелии, а те уже нам.

– А что у вас за история с топливом? Якобы вас заправили вместо солярки мазутом. Это так?

– Да, в конце июля наш поставщик заправил несколько автобусов смесью топочного мазута и газового концентрата вместо дизельного топлива. В результате эти автобусы вышли из строя на длительный срок с неисправными двигателями и неисправной топливной аппаратурой. Это тоже убытки и невыполненные запланированные рейсы.
ГУП «Карелавтотранс» обещает, что в перебои на рынке пассажирских автоперевозок скоро прекратятся. Ждем волшебного решения. А пока пассажиры сталкиваются с отмененными рейсами и переполненными автобусами.