Начался 2016-й – год начала реализации Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 г.». Как известно, вопреки ожиданиям республиканского правительства, утвержденный объем государственного финансирования мероприятий, предусмотренных ФЦП и предварительно запланированных на начавшийся год, был сокращен в 15 раз и составит 200 миллионов рублей. При этом только на проект «Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, г. Петрозаводск (0.9 км/345 пог. м)» должны были быть заложены средства в размере 990 миллионов.
Уже после утверждения Государственной думой основного финансового документа страны – госбюджета было сообщено, что федеральный центр прилагает дополнительные усилия по оказанию дотационной помощи на реализацию данного строительно-реконструкционного проекта. Вроде бы, обещанная сумма будет направлена Федеральным дорожным агентством (Министерством транспорта России). Хотя официальный портал Росавтодора представляет ситуацию в довольно неожиданном ракурсе: «Около 39 миллиардов рублей, которые предусмотрены в проекте бюджета Российской Федерации на 2016 года в качестве поступлений в дорожный фонд от системы «Платон», планируется направить для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Среди основных объектов финансирования – строительство и реконструкция автомобильных дорог, мостов и путепроводов и других сложных объектов дорожного строительства … Перечень объектов для софинансирования будет отбираться Правительством РФ на основании заявок от субъектов. Размер ассигнований будет определяться с учетом предусмотренного объема строительно-монтажных работ конкретного проекта, а также планов регионов по финансированию объектов. В ближайшей перспективе предполагается поддержка … реконструкции Гоголевского путепровода в Петрозаводске».
Получается, что, во-первых, финансирование будет осуществляться не за счет государственной казны, а при распределении поступлений платежей от системы «Платон», и, во-вторых, в качестве схемы фактически со-финансирования выбрано так называемое «государственно-частное партнерство». Кстати, интересно было бы узнать имя «частника», решившегося на подобное взаимовыгодное «партнерство». При этом ясно, что к карельской Федеральной целевой программе все вышеперечисленное не имеет никакого отношения.
Однако стоит обратить внимание на еще один существенный момент. На протяжении практически всего 2015 года региональными властями неоднократно заявлялось, что главным приоритетом ФЦП является «устранение инфраструктурных ограничений для реализации экономического потенциала Карелии и привлечения инвестиций в экономику региона». Ведь без современного инфраструктурного обеспечения ожидать повышения конкурентоспособности региональной экономической системы просто не приходится. Вот только отбор самого проекта строительства/реконструкции внутригородского моста в столичном Петрозаводске подталкивает к очевидным сомнениям. Ведь его реализация (тем более, как официально сообщается, в прежнем двухполосном варианте) не приведет к созданию ни одного рабочего места. Не будет создано ни одно новое предприятие. Следовательно, не увеличатся и налоговые поступления в городской и республиканский бюджеты. Да, город вновь получит исключенный некоторое время назад из использования инфраструктурный объект. Но никакого мультипликативного инвестиционного эффекта реконструируемая магистраль не предоставит.
Более того, большинством экспертов в сфере регионального дорожного хозяйства все острее ставится вопрос о параметрах сугубо экономического эффекта, получаемого в результате реализации проектно-ориентированного механизма государственно-частного партнерства, при соотнесении со значительными затратами, которые уже несут карельские грузоперевозчики, зарегистрированные в общенациональной системе взимания платы «Платон».