11 февраля можно считать днем завершения Гражданской войны в Карелии. Именно 100 лет назад был издан приказ № 141 Реввоенсовета Республики.

В нём говорится:

«Советская Карелия очищена красными полками от белых банд, организованных финляндским офицерством на средства финляндской и иной буржуазии. В тягчайших условиях севера, в пустынных холодных пространствах, иной раз по пояс в снегу, под которым не замерзает вода, солдаты революции снова выполнили свой долг до конца… Красная Армия и Красный Флот гордятся своим карельским отрядом и провозглашают ему восторженное братское спасибо».

Руководство республики во главе с Артуром Парфенчиковым, регулярно рассуждающее на тему патриотизма и любви к родной Карелии, о юбилее, похоже, совсем забыло. Так хорошо высокопоставленные чиновники знают нашу историю… Едва ли не единственным событием, приуроченным к столетнему юбилею, стала скандальная выставка в Национальном музее Карелии, посвященная так называемому «Карельскому восстанию 1921–1922 года». В советской и российской историографии его чаще называли «Карельской авантюрой», причем справедливо называли, о чем будет сказано чуть ниже. Интересно, что единственным официальным лицом, посетившим ее, оказался финский консул Йоханнес Пуукки, о чем в паблике консульства появился соответствующий отчет.

Директор музея Михаил Гольденберг проводит экскурсию для финского консула. Фото: официальный паблик консульства Финляндии в Петрозаводске

Почти с самого начала выставка оказалась в центре небольшого скандала. Как сообщили многие СМИ, один из туристов, побывавший на ней, обратился в прокуратуру республики с жалобой, в которой потребовал привлечь к ответственности организаторов выставки «IZÄNDÄ. Карельское восстание 1921–1922 годов», включая руководство Министерства культуры Карелии и директора Национального музея Михаила Гольденберга.

По мнению заявителя, «организаторами выставки действия карельских бандитов, сепаратистов и террористов представлены как справедливая борьба, а действия представителей Советской власти по подавлению мятежа выглядят необоснованными репрессиями и несоразмерным применением насилия. При этом преступные и противоправные действия участников восстания в отношении тех, кто их не поддерживал и боролся с ними, практически не показаны на выставке… Прославление участников Карельского восстания… оскорбляет память защитников Отечества от сепаратистов, бандитов и террористов».

Чем закончится рассмотрение этой жалобы – пока непонятно, хотя и очень интересно. Однако, к исторической дискуссии не обязательно привлекать органы прокуратуры. В конце концов, и без людей в погонах можно констатировать, что организаторы выставки или очень плохо знают историю нашей Карелии эпохи Гражданской войны, или сознательно распространяют идеологические, пропагандистские фейки, да еще и с запахом нафталина из 90-х. Вообще, организация подобной выставки в нашем Национальном музее, финансируемом за счет карельских налогоплательщиков – это громкий провал.

Ведь в чем оказалась суть этой выставки? Настоящих артефактов для нее нашлось не так много, поэтому были представлены орудия труда и предметы быта, характерные для северной Карелии начала XX столетия. Нашли еще чучело медведя. Прямо скажем, не оригинальный и уникальный экспонат. Так что основой выставки пришлось сделать работы карельского художника Владимира Лукконена, иллюстрирующие события 1921–1922 годов, обозначенные как некий «графический роман».

Фото: «Столица на Онего»

Если называть вещи своими именами – это обычный комикс. Да, существует такой жанр, предназначенный прежде всего для тех, кто с трудом умеет читать. Комиксы — это абсолютно примитивная культура, которая подходит лишь маленьким детям на начальном этапе развития, так как у них ещё не хватает воображения и приходится им в этом помогать. Ну а еще примитивные рисунки с плохо рифмованным текстом часто используют в спецпропаганде, рассчитанной на население и войска противника.

Когда же комикс становится основой выставки в солидном музее, выставки о реальных и весьма трагических событиях, то это крайне сомнительный ход как с художественной, так и с исторической точки зрения.

Почему? Да потому что события 1921–1922 годов в северной Карелии достаточно хорошо изучены.  И заявлять, что это было «народное восстание» – значит просто вводить посетителей музейной выставки в заблуждение. Ведь не секрет, что этим «народным выступлением» руководили кадровые финские офицеры. Они участвовали в его подготовке, в создании материальных запасов и агитации местного населения еще с лета 1921 года. А с начала октября 1921 года с территории Финляндии на советскую территорию перешли несколько вооружённых отрядов, называвших себя «лесными партизанами». Они же стали проводить мобилизацию мужчин в возрасте от 17 до 40 лет, так как воевать хотели далеко не все.

Да, жизнь в Карелии тогда была сложной, но не по чьему-то злому умыслу. Только что закончилась Гражданская война, всего полгода прошло с объявления новой экономической политики, нэпа. Все только начало налаживаться, и без иностранного вмешательства просто бы ничего и не произошло.

Причем целью этого вмешательства было отторжение северной части Карелии от Советской России. В этом были заинтересованы и представители крупного бизнеса Финляндии, в основном лесопромышленники, неравнодушные к теме захвата хвойных лесов Карелии. Идеи – идеями, а материальный и финансовый интерес прежде всего. И как все это можно называть «народным восстанием»? Между прочим, началось это «народное» выступление с массового убийства в Ругозере своих же карелов, что само по себе символично:

«На дворе трещали выстрелы. Расстреливали соплеменников во имя братства народов, во имя свободы, во имя демократии, во имя западной цивилизации, во имя бога, во имя миллиона телеграфных столбов, закупленных Британией…»

Это цитата из одного из самых замечательных романов в истории карельской литературы – «Мы карелы» Антти Тимонена. Ведь родившийся в семье крестьянина–карела в деревне Луусалми Антти Николаевич Тимонен в раннем детстве сам был очевидцем тех событий и даже какое-то время провел в Финляндии в качестве беженца. Что характерно, в его романе профинансированные Финляндией и руководимые кадровыми финскими офицерами «повстанцы» прямо и недвусмысленно названы бандитами.

Антти Тимонен

Причем Тимонен убедительно показывает, что это действительно была именно авантюра, не имевшая абсолютно никаких шансов на успех, зато нанесшая Карелии немалый материальный ущерб. Финские руководители «народного восстания» гнали на бессмысленный убой обманутых ими местных карелов. Как саркастически высказывается один из героев романа, старик Ярассима, «за свободу Карелии еще не один баран пожертвует своей головой».

Точку в этой авантюре поставил рейд легендарного лыжного отряда Тойво Антикайнена, когда в бою за Кимасозеро они разгромили базу белых. В результате этого боя бойцы финского интернационального отряда освободили несколько десятков арестованных повстанцами местных жителей, которых скорее всего ждала бы неминуемая казнь. Данный факт достаточно красноречив.

За все время военной кампании, продлившейся пять месяцев, боевые потери частей Красной Армии были относительно невелики — 152 убитых и 512 раненых. Это свидетельствует как о малой интенсивности боевых действий, так и о том, что восставшие не очень-то желали проявлять свой героизм и не сильно рвались в бой. Также нужно напомнить, что в боевых действиях в составе Рабоче-крестьянской Красной армии приняло участие немало местных жителей из числа карелов. Какие тогда основания делать из бандитов, как называл их Антти Тимонен, или повстанцев, как называют их сейчас, единственных представителей карельского народа? Это по меньшей мере смешно.

Ведь в целом печальные события на севере Карелии, как, впрочем, и краткое существование карикатурной «Ухтинской республики», затронули максимум четверть карельского населения Карелии. Поэтому сводить к ним всю историю карельского народа в годы Гражданской войны невозможно, не получается.

В завершение вернемся к заявлению в прокуратуру на организаторов скандальной выставки. Конечно, Министерство культуры и руководство Национального музея во главе с Михаилом Гольденбергом, как выразился один из их защитников, не тянут на тайных шюцкоровцев-активистов или сепаратистов. Может быть, проблема заключается лишь в плохом знании истории нашей республики в начале 20-х годов? Может быть, организаторам выставки нужно просто засесть за изучение всех исторических источников о том времени?

Чтобы не показывать на деньги налогоплательщиков примитивные пропагандистские комиксы и не позорить Карелию перед приезжими туристами.