Депутаты карельского парламента собрались 8 февраля на традиционный «Правительственный час», чтобы поговорить с республиканскими чиновниками о том, как они исполняют переданные им в прошлом году органами местного самоуправления полномочия по электро-, тепло- и газоснабжению населения. Однако с самого начала встречи выяснилось, что рассказывать особо представителям правительства Карелии нечего: по словам заместителя министра строительства, ЖКХ и энергетики Виталия Сергеева, в республике только еще создаются государственные унитарные предприятия «Карелэнергохолдинг» и «Карелкоммунэнерго», которым будет передано в управление имущество муниципальных электрических, тепловых и газовых сетей. Причем, пять городских и сельских поселений Карелии уже отказались передавать это имущество республиканским властям, а в восьми муниципальных образованиях – в том числе, в Петрозаводском и Костомукшском городских округах – решение о передаче пока не принято.
Зато у карельских парламентариев возникли вопросы к замминистра строительства, ЖКХ и энергетики об огромных счетах за отопление, которые получили в начале февраля жители разных районов республики – и тех, куда уже пришел природный газ, и тех, где котельные работают на торфе. Как рассказала депутат Законодательного собрания Карелии от Прионежского района Ольга Шмаеник, в минувшую пятницу в поселке Новая Вилга собрались более двухсот местных жителей, возмущенных резким ростом коммунальных платежей. «То, что нас не побили, это просто нам повезло, – призналась депутат. – Вопросы звучали: «Зачем нам газ?», «Зачем бюджеты Российской Федерации, «Газпрома» и Республики Карелии тратят на газификацию, если у нас такая ерунда?», «Зачем нам Путин и Медведев говорят: «Ставьте счетчики и будете экономить!», а мы видим совершенно другое?»».
Однако как выяснилось, Виталий Сергеев не видит в произошедшем ничего из ряда вон выходящего, а огромные счета за отопление, по мнению замминистра, обусловлены температурным графиком, которого придерживались коммунальщики в период сильных январских морозов.
«Никакого скачка цен не было, – заверил депутатов правительственный чиновник. – Есть показания счетчиков за определенный период времени, которые, грубо говоря, переведены в гигакалории и выставлены владельцам квартир. Ни тариф не менялся, ни схема не менялась. Есть расход общедомового счетчика, не более того».
Между тем, у депутатов сложилось на этот счет иное мнение. Как считает председатель парламентского комитета по природным ресурсам и экологии Александр Люшин, причин у нынешнего скачка коммунальных платежей в республике может быть несколько: это и высокий тариф на тепло, и завышенные параметры теплоносителей, и несвоевременное снятие показаний счетчиков.
«Это дискредитирует саму идею перевода котельных на природный газ. Если сравнить с прошлым годом, а он тоже был холодным, таких скачков в оплате не было, хотя топили и мазутом, и дровами. С переводом на газ оплата за отопление в некоторых домах увеличилась до 10 тысяч. Здесь, конечно, надо проводить проверки, а не мониторинг!», – заметил Люшин.
Кроме того, председатель парламентского комитета обратил внимание участников встречи на закрытость тарифной политики в республике: по словам Александра Люшина, получить какую-либо информацию у карельских чиновников о формировании тарифов на тепло практически невозможно. Вот и на этот раз заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики не стал отвечать на вопросы, касающиеся тарифов, но пообещал депутатам подготовиться к поездке в Олонецкий район, где ситуация с платежами за отопление грозит социальным взрывом.
«Я понимаю, что вам приходится рассказывать про вентиль, который не туда повернули, или про то, что не зафиксировали перегрев, а вы вообще способны сделать так, чтобы о вас не вспоминали? Чтобы не от депутатов вы узнавали, когда у бабушки похолодало, а до того, как бабушка узнает, что батарея стала холодной, принимали бы меры», – поинтересовался у замминистра депутат Вадим Андронов.
«Я вам скажу одно, – заявил с трибуны Виталий Сергеев. – Все, что делается на уровне правительства по этому направлению, делается для того, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг. Способны мы или не способны, я, честно говоря, не знаю, как на этот вопрос ответить».