Глава Карелии Александр Худилайнен подписал указ с довольно длинным названием «О распределении компетенций между Главой Республики Карелия, Первым заместителем Главы Республики Карелия – Премьер-министром Правительства Республики Карелия, заместителями Главы Республики Карелия и членами Правительства Республики Карелия». Казалось бы, десятистраничный (с учетом приложения) документ представляет интерес лишь для бюрократических гурманов. Однако в нем есть несколько моментов, которые могут быть небезынтересными и рядовым обывателям. «Черника» постаралась вчитаться в текст указа и выделила следующие занимательные положения.
Во-первых, сам подход к распределению компетенций в руководстве регионом полностью игнорирует ранее озвученные намерения прививать в республике принципы проектного управления. Здесь все предельно конкретно отстроено под то, что еще сто лет назад стало называться «концепцией рациональной бюрократии» или «концепцией Вебера-Вильсона». В основе – равенство перед чиновничьим порядком, господство регламентов и инструкций. Компетенции каждого бюрократического уровня четко регламентированы, а иерархическая организация управленческой структуры базируется на твердо установленных принципах субординации.
Именно поэтому основные формулировки содержат до предела консервативные обороты: «непосредственно руководит деятельностью» и «непосредственно координирует и контролирует деятельность». В таких обстоятельствах любые попытки выстроить систему проектного управления самым естественным образом будут натыкаться на сопротивление бюрократической системы. На уровне министерского сословия рано или поздно это оформится в хорошо известный набор риторических приемов: «Вам не подчиняюсь, у меня есть свой руководитель», «не Вы мою работу координируете и контролируете, не Вам давать мне поручения».
Во-вторых, если кто-то полагал, что появление должности премьер-министра создаст позицию для руководства деятельностью правительства, то следует признать: он глубоко ошибался. «Правительство Республики Карелия возглавляет Глава Республики Карелия»! Именно он «определяет основные направления и стратегию деятельности Правительства Республики Карелия и руководит его работой».
Вероятно, для того, чтобы премьер-министр правительства РК не чувствовал себя мурзилкой, ему позволено «непосредственно координировать и контролировать деятельность» … одного единственного ведомства – Министерства финансов Республики Карелия. Право, это очень странная конструкция. Она выводит Минфин из зоны ответственности заместителя премьер-министра республики по финансово-экономическим вопросам. Последний «непосредственно координирует и контролирует деятельность министерства экономического развития и промышленности РК, министерства по природопользованию и экологии РК, министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК, государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок, управления ветеринарии РК».
А теперь, как говорится, «вопрос на миллион». Кто является ответственным за реализацию экономической политики в Карелии? – Профильный министр? Тематический зампред? Премьер? Или сам глава? Пока этот вопрос не будет полностью прояснен, ответственность будет распределенной, а значит обезличенной. Спросить с потенциально нерадивого чиновника будет невозможно, поскольку тот мгновенно постарается защититься рассматриваемым указом и будет на все сто процентов прав.
Закрепленное распределение компетенций нарушает крайне необходимый баланс в статусах руководителей двух важнейших органов исполнительной власти – министерства финансов и министерства экономического развития и промышленности. Первое контролируется премьером, второе – его заместителем. Противоречия и непубличные конфликты становятся неизбежными, так как нет механизма согласования в принятии решений. Все только по иерархии.
Обращает на себя внимание и удивительное положение члена правительства Республики Карелия – руководителя администрации главы Республики Карелия, поскольку он входит в правительство, но … премьеру не подчиняется.
Своеобразную свадебно-генеральскую роль исполняет заместитель главы региона по обеспечению общественной безопасности. Ему «приписаны» ничего не значащие в структуре распределения реальных властных полномочий государственный комитет РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и управления РК по обеспечению деятельности мировых судей. Ну, хоть бы управление записи актов гражданского состояния РК добавили для солидности. Но в этом случае у члена правительства Республики Карелия – руководителя администрации главы Республики Карелия не осталось бы ничего, что он должен «непосредственно координировать и контролировать». Поскольку «деятельность Администрации Главы Республики Карелия непосредственно координирует и контролирует Глава Республики Карелия».