«У многих городов есть свой символ: у Петербурга – Ксения Петербургская, у Москвы – Матрона. А у Петрозаводска – ФаддейКак правильно сказали историки, мифы тоже надо создавать, потому что они помогают жить».
Артур Парфенчиков

Пятилетний губернаторский срок Артура Парфенчикова запомнился различными обещаниями и оригинальными идеями действующего губернатора. Многие из них так и остались нереализованными. Иногда можно сказать, что это даже и к лучшему. Как это произошло с идеей возвести на площади Кирова в Петрозаводске новодел – часовню святого Фаддея.

Напомним, что еще до выборов, будучи лишь исполняющим обязанности главы Карелии, Артур Парфенчиков лично явился на публичные слушания в администрацию Петрозаводска, чтобы поддержать проект, выдвинутый группой верующих во главе со священником Константином Савандером. Их идея восстановления часовни так бы и осталась оригинальной частной инициативой, плохо вписывающейся в современный архитектурный ансамбль площади Кирова, если бы не административный ресурс. Тогда, в итоге равнодушия одних горожан и массовой мобилизации других за то, чтобы отдать участок земли площадью в 669 квадратных метров в самом центре города под строительство часовни, проголосовало 257 человек. Против было 39 петрозаводчан, пришедших на публичные слушания.

При этом пять лет назад губернатор публично обещал найти средства меценатов для строительства новодела, который, дескать, может стать знаковым местом для горожан. И после Артур Олегович однозначно высказывался за:

«Всецело поддерживаю идею восстановления часовни. Я участвовал в нескольких проектах по восстановлению храмов и могу отметить, что наивысшую ценность и значение имеют те, которые, как говорят в народе, построены «на копеечку», с помощью пожертвований многих граждан. Уверен, что идея восстановления часовни найдет отклик не только в сердцах жителей Карелии, но и в других уголках России и за ее пределами».

В поддержку строительства церковного объекта республиканской властью было мобилизовано и общественное мнение. За часовню высказались и директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг, и экс-депутат Петросовета Александр Анишин, и ряд других известных людей Петрозаводска. За выступила и бывший сити-менеджер карельской столицы Ирина Мирошник. При этом все они часто упирали на необходимость привлечения туристов, как будто мало чем примечательный новодел сам по себе может привлечь толпы гостей из других регионов.

Но далее что-то пошло не так. Несмотря на самые радужные обещания Артура Парфенчикова, гипотетических меценатов и административный ресурс, строительство так и не началось. При этом проект часовни чудесным образом изменился и стал двухуровневым. То есть потерял любое сходство с оригиналом. Однако обещанные губернатором щедрые пожертвования от неких спонсоров так и не появились. А верующие Петрозаводска почему-то не захотели серьезно раскошеливаться, что между прочим, тоже свидетельствует о «востребованности» объекта. Точная стоимость строительства которого до сих пор непонятна. Называлась цифра и в 25 миллионов рублей, и в два раза больше…

До сих пор сторонники возведения часовни лелеют надежду, что рано или поздно ее строительство начнется. Удивительно, но при этом Константин Савандер часто делает упор на то, что это строительство нужно для развития туризма:

«Мы уже не говорим о развитии таких кластеров Карельской экономики, как Туризм…Петрозаводск — город гостиниц, есть вся инфраструктура, чтобы наполнять бюджет города за счет туристов, реализуй только НАШ ПРОЕКТ…. и Бог бы нас тогда БЛАГОСЛОВИЛ!!!!!»

Так речь идет о «духовном возрождении» или о банальном зарабатывании денег? Вы уж определитесь наконец. Даже люди, не имеющие богословского образования, понимают, что в христианской традиции это абсолютно разные вещи! Можно привести немало цитат из Библии вроде: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие».

Получается, что смысл строительства новодела на Кирова не совсем соответствует христианским принципам. Поэтому верующие люди могли бы отнестись к провалу этой инициативы, как к подлинному вразумлению свыше. Ведь в итоге их бурной деятельности символом «духовного возрождения» Петрозаводска стала банальная яма в центре карельской столицы, оставшаяся от раскопок. И произошло это при активной поддержке действующего губернатора Артура Парфенчикова.


Обсуждая идею строительства часовни с исторической точки зрения, нужно напомнить одну из публикаций «Черники» от 2017 года:

ЧАСОВНЯ ФАДДЕЯ КАК ИСКРИВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕТРОЗАВОДСКА

«Господин Муравьеф. Здешний мужик, которого зовут Федеем, стар и кажетца ума лишен. Живет в лесу, приходит в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказывают. Того ради дабы не было блазни, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его».

Письмо Петра I — это единственное документальное свидетельство о житии «святого старца», которого непонятно с чего нарекли «покровителем» Петрозаводска. Письмо реального основателя нашего города, возникшего вместе с заводом, где мастеровые делали пушки и ядра, опираясь отнюдь не на помощь свыше, а на свои знания и опыт.

Наш город рождался вместе с новой эпохой, где уже не было места патриаршеству, где не очень любили мироточение икон («Если Богородицы ещё раз заплачут маслом, то поповские задницы заплачут кровью»), зато ценили науку и вообще рациональное знание. Где нужны были не церковные колокола, а пушки. Не жития святых, а «Приемы циркуля и линейки» или «Наука статистическая, или механика». И уже где-то относительно недалеко, по нашим северным меркам, бегал пацан Михайло Ломоносов…

И тут такой Фаддей из леса…

Что делает Петр? Письмо ведь замечательное на самом деле! «Дабы не было блазни», то есть чтобы его смутные речи (религиозная пропаганда по-нашему) не смущали народ, «кормить до смерти его». Ага, пусть этот местный «оппозиционер» и «общественник» больше кушает и меньше говорит. Чисто политическое решение!

Петрозаводск никогда не отличался особой религиозностью большинства населения. Верили, конечно, но без фанатизма. Север вообще не сильно располагает к религиозному фанатизму. Но завода, от которого рос город, больше нет, он не пережил либеральных реформ. С логикой, с уважением к научным знаниям у многих тоже начались проблемы. И вот тут РПЦ подсуетилась с Фаддеем, который когда-то оставил свой след на обочине истории Петрозаводска. Странный и безвредный мужичок из леса.

Но мы ведь с вами в лес, в землянки, обратно не собираемся?